Подготовительные курсы разной формы и продолжительности существуют сегодня практически при всех высших учебных заведениях. По данным специалистов, в институт поступают от 60 до 80 % выпускников подготовительных курсов государственных вузов. А среди тех, кто отучился на курсах негосударственных вузов, этот процент даже выше.
В советское время на подготовительные курсы шли, прежде всего, ради тренировки перед экзаменами - углубленные знания многие получали с репетиторами, а на курсовых занятиях формировалось умение решать задачи или писать сочинения. Но в начале 90-х роль подготовительных курсов несколько изменилась. С середины 1990-х годов довузовская подготовка стала одной из основных статей доходов государственных высших учебных заведений. По оценкам экспертов, в настоящее время таким образом обеспечивается около 30-40% внебюджетных доходов (или 10-15% от общего бюджета) вузов.
Поэтому шансы поступить у абитуриентов, уже заплативших вузу некую сумму денег и отучившихся несколько месяцев, значительно повышаются. Формально, окончившие подготовительные курсы абитуриенты сдают вступительные экзамены в вуз на равных с другими основаниях. Но реально, в случае «полупроходного» балла, предпочтение скорее всего будет отдано тому, кто посещал подготовительные курсы данного вуза. Ведь сам факт обучения на курсах свидетельствует о том, что абитуриент заранее выбрал вуз, и целенаправленно стремился именно в него.
Обучение на подготовительных курсах имеет ряд преимуществ:
- Цикл специальных занятий и непосредственные неформальные контакты с преподавателями университета позволяют слушателям курсов, уже сделавшим выбор, убедиться в правильности ранее принятых решений. Абитуриентам же, которые испытывают сомнения или колебания, курсы помогают сориентироватьсяи сделать окончательный выбор профессии.
- Обучение на подготовительных курсах - это своего рода психологическая адаптация к будущей более высокой ступени образования. Эта адаптация обеспечивается за счет использования вузовских форм учебных занятий (лекции, семинары, коллоквиумы и т.п.), рейтинговой системы контроля текущих и итоговых знаний, более высокого научного уровня изучаемых на курсах профильных дисциплин, коммуникаций с учеными и педагогами университета, пребывания в вузовских аудиториях.
- Даже для тех учащихся, которые успешно заканчивают среднюю школу, необходим определенный запас (и даже «продвинутость») знаний по профильным дисциплинам. Программы этих учебных дисциплин, преподаваемых на подготовительных курсах, как раз и обеспечивают «продвинутые» знания. Кроме того, подготовительные курсы представляют возможность апробировать, пополнить и укрепить свои знания сначала на базисном уровне (на уровне государственных образовательных стандартов), а затем и на продвинутом уровне.
- Для определенной части абитуриентов, которые по каким-то причинам имеют пробелы в своих знаниях по профильным дисциплинам или частично утратили знания из-за длительного перерыва в учебе (служба в армии, работа, болезнь и т.п.) подготовительные курсы предоставляют возможность корректирующего обучения с последовательным поэтапным доведением знаний до базисного уровня.
- Слушателям курсов предоставляется возможность на деле реализовать принципы непрерывного образования - сдать ранние вступительные экзамены, которые в случае их успешности являются основанием для участия в конкурсе на зачисление в число студентов университета. А тем, кто сдаст ранние экзамены не совсем успешно, предоставляется дополнительный шанс сдачи вступительных конкурсных экзаменов на общих основаниях, в общем потоке абитуриентов.
- И, наконец, возможность сдачи ранних вступительных экзаменов по окончании курсов помогает избежать волнений и даже эмоциональных стрессов, часто встречающихся при сдаче традиционных конкурсных экзаменов.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что обучение на подготовительных курсах имеет многоцелевое назначение: не только обучающее, но и ориентационное, коррекционное, реабилитационное, адаптационное, стимулирующее, а для многих - и системно организующее.
По продолжительности обучения подготовительные курсы бывают: долгосрочными, краткосрочными и интенсивными.
Занятия на долгосрочных курсах начинаются обычно в сентябре-октябре и продолжаются 7-8 месяцев. Они проходят, как правило, по вечерам и в выходные от двух до шести раз в неделю.
Каковы же плюсы таких курсов?
Поэтому те, кто заранее определился с выбором профессии и вуза, чаще всего записывается именно на эти курсы - благодаря им можно глубоко и серьезно подготовиться к поступлению.
Краткосрочные курсы длятся от 1 до 4 месяцев, это оптимальный вариант для тех, кто уже имеет хорошую подготовку (например, благодаря репетиторам) и хочет ознакомиться с требованиями выбранного вуза и его спецификой, а также оценить свои возможности. Особенность краткосрочных курсов состоит в том, что они помогают человеку сконцентрироваться на знаниях, которые нужно будет продемонстрировать на вступительных экзаменах. Занятия обычно проходят 3-4 раза в неделю и заканчиваются в мае-июне. Таким образом, полученные знания не успевают забыться до поступления.
При многих вузах существуют даже специальные интенсивные курсы продолжительностью 10-15 дней. Здесь занимаются каждый день непосредственно перед вступительными экзаменами. При посещении курсов продолжительностью в две недели следует иметь в виду, что условия дефицита времени диктуют свои правила обучения. Одни преподаватели рассматривают эти занятия в качестве развернутой консультации перед экзаменом. Другие — используют отведенное им время для всестороннего освещения отдельных, наиболее важных тем и вопросов.
Интенсивные курсы проводятся непосредственно перед вступительными экзаменами (в июне–июле). Они рассчитаны на абитуриентов, имеющих стабильные знания по выбранной дисциплине. Их цель — «освежить» полученные прежде знания, систематизировать их, адаптировать к требованиям института. Большой плюс данных курсов - разбор особенностей вступительных заданий конкретного вуза.
По форме курсы бываю очными и заочными.
Большое распространение получили сегодня курсы дистанционные. Они мало чем отличаются от заочных, помимо того, что все общение происходит с помощью компьютеров и Интернета.
Конечно, у подготовительных курсов есть и минусы, которые следует учесть:
Первое: так как обучение на курсах групповое, об индивидуальном подходе речи нет, и эффективность занятий очень часто оставляет желать лучшего.
Второе: на курсах не обучают с азов, а только помогают совершенствовать и углублять уже имеющиеся знания.
Третье: несмотря на временные и денежные затраты никаких формальных льгот при поступлении у окончивших курсы нет.
Четвертое: затраты на обучение нельзя назвать маленькими.
И еще один важный пятый момент: при зачислении в вуз выпускники, успешно закончившие подготовительные курсы, не имеют никаких преимуществ перед абитуриентами, представившими сертификат ЕГЭ, - таков закон.
Лица, окончившие подготовительные курсы, зачисляются в государственные вузы на общих основаниях.
Единственное преимущество, которое дают курсы, - знания, соответствующие требованиям института. Но при сдаче ЕГЭ требования институтов не учитываются, углубленные специфические знания не нужны, а необходима - способность четко выполнить тестовое задание и правильно оформить письменную работу.
На подготовительных курсах, обучающих старшеклассников старым проверенным способом, этому не учат, в школах - тоже.
Стоит ли идти на курсы тем, кто будет сдавать ЕГЭ?
Более подробно с информацией о подготовительных курсах можно познакомится на сайтах: http://www.aboutstudy.ru/, http://www.begin.ru, http://www.ucheba.ru/
http://www.personalmoney.ru
|