Вариант 1 Вариант 2 | |
Конечно, здесь перед нами развернутая метафора. Философско-психологический подтекст стихотворения очевиден. Дуб - символ стойкости, крепости, силы. Береза - символ жизнеспособности, противостояния невзгодам, гибкости, жизнелюбия. Зима невзгоды; весна полнокровная, свободная жизнь. Речь в стихотворении, следовательно, идет о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен. И если сейчас душа скорбит и терзается, то пройдет эта болезнь... «Все проходит». Или, как говорили латиняне, - «et si male nunc non olim sic erit»; т.е. - «если сейчас плохо, не всегда так будет». Но если бы эта прозрачная идея вот так просто и была бы выражена кого бы это тронуло? А ритм и рифмы, ассонансы и аллитерации - превращают ее в духоносное творение культуры. Но есть, однако, еще и скрытая мировоззренческая позиция автора она в сущности и представляет собой художественный смысл стихотворения, выразить который в терминах любого жанра прозаической речи не представляется возможным без серьезных эстетических потерь, поскольку художественный смысл есть некое единство рационального и иррационального (умопостигаемого и постигаемого чувствами). Мы можем только слегка приблизиться к рациональному пониманию этого смысла - путем выяснения позиционного статуса автора и его героя. Прежде всего следовало бы заметить, что антропоморфные метафоры в этом стихотворении нисколько не опровергают предположения о субъект-объектном характере отношений лирического субъекта (в данном случае, возможно, тождественного автору) и природы. Дистанция между ними (человеком и природой) заявляется первым стихом («Учись у них...») и закрепляется в последней строфе («По верь весне...»). А то, что злая метель «сердито рвет последние листы» и «за сердце хватает холод лютый», - это обыкновенная дань литературной традиции (конечно, не случайно сохраняющейся но это уже другой разговор). Наделение природы человеческими свойствами еще не означает гармонии или тем более слияния человека с природой. И наконец, посмотрите, как оценочные слова (носители субъективных суждений) сильны в этих двух стихотворениях: «робкое дыханье», «колыханье сонного ручья», «ряд волшебных изменений», «милого лица»; «напрасные... застыли слезы», «скорбящая душа»... И вот это присутствие автора в эстетической реальности его произведения есть убедительнейшее свидетельство принципиальной отдельности его как субъекта от предмета (объекта), на который направлено его творческое усилие. |
|