Есенин - анализы стихотворений


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Анализ поэмы - Анна Снегина

анализы стихотворений

Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
 

...И не жалость мало жил

И не горечь мало дал,

Много жил кто в наши жил

Дни, всё дал кто песню дал.

М. Цветаева

 

Сергей Есенин — истинный поэт России, поднявшийся к вершинам поэзии из глубин народной жизни.

Запомнившийся читателям с первых своих произведений, в короткий срок прошедший огромный творческий путь, в тяжелые годы запрещенный, но бережно и любовно сберегаемый истинными любителями поэзии, он навсегда «прописан» в истории русской литературы.

Мне кажется, что в творчестве С. Есенина можно выделить две темы, к которым поэт неизменно обращался: тему несостоявшейся любви и тему несостоявшегося крестьянского рая.

«Все мы обмануты счастьем», — писал он, и эти слова можно поставить в качестве эпиграфа ко всем его стихам, поэмам. Любовь, обещавшая блаженство, оборачивается драмой. Новый строй, с которым было связано столько надежд, также не оправдал их. Я думаю, что именно эти две темы особенно ярко представлены в поэме «Анна Снегина», определив два ее начала: лирическое и эпическое.

Поэма представляет в некоторой степени итоговое произведение, в котором поэт обобщил свои представления о жизни народа, о революции, о русской деревне, наконец, выразил свое отношение к любви. Все это связано с образом лирического героя.

Перед нами сюжет о взаимоотношениях крестьянского юноши, потом известного поэта Сергея и дочери помещицы, затем эмигрантки Анны Снеги-ной. Лирическая история их чувств, которым не суждено было стать любовью.

Когда я читала поэму, то не переставала восхищаться мастерством поэта в изображении чувств своих героев. Вся лирическая линия — это череда внутренних состояний. В шестнадцать лет — безответное чувство:

  Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

Семнадцатый год. Сергей приезжает в деревню и узнает, что Анна замужем, но сердце его спокойно, любви нет:

  Ничто не пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня.

Струилися запахи сладко,

И в мыслях был пьяный туман...

Теперь бы с красивой солдаткой

Завесть хорошо роман.

После болезни Сергея происходит его встреча с Анной. Есенин передает смущение героя, его интуитивное влечение к женщине. Причем все это раскрывается опосредованно: через деталь поведения («Не знаю, зачем я трогал / Перчатки ее и шаль»), догадку героя о своем чувстве («По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет»), через состояние природы, тоже странное и безотчетное («Луна хохотала, как клоун»), посредством поэтической лексики («не знаю», «загадка», «туманилась даль»).

Далее следует уже определенность: после гибели на фронте мужа Анна бросает Сергею обидные слова:

  Вы жалкий и низкий трусишка.

Он умер...

А вы вот здесь...

Проходит время, и герои встречаются у мельника. Звучит ностальгия по любви:

...Мы с вами сидели вместе...

Нам по шестнадцать лет...

А затем Сергей получает письмо Анны из эмиграции. И опять нам не ясно: то ли это признание в любви, то ли легкая влюбленность:

Но вы мне по-прежнему милы...

И только в последних строчках наступает момент открытия любви:

  Мы все в эти годы любили,

Но значит,

Любили и нас.

Есенин блестяще описал любовь-намек, недосказанное и нереализованное чувство. Кроме того, в 1925 году героиня-эмигрантка, согласно классовой идеологии, должна была быть врагом. Анна же любимая женщина, близкая и родная.

Как и во всей лирике Есенина, в поэме чувства и личная судьба героев соизмеряются с судьбой России. Есенин пишет о судьбе русской деревни. Эта эпическая линия выдержана в реалистических традициях.

Империалистическая война принесла горе в русскую деревню:

  И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

Не оправдалась и вера русского крестьянина в революцию. Старуха мельничиха рассказывает Сергею о том, что «пропала Расея, пропала»:

  Прогнали царя,

Так вот

Посыпались все напасти

На наш неразумный народ.

А война двух деревень — Радово и Криуши — представляет собой, как мне кажется, модель гражданской войны.

Создавая образы крестьян, Есенин особо выделяет деревенского вожака Прона Оглоблина. В чем-то он продолжает тему русского бунта, начатую в «Пугачеве». Если в мельничихе подчеркивается традиционное начало, то Оглоблин представляет собой то новое, что принесла революция в деревню: стихию убийства, мятежа. Но Прон погибает, а на смену ему приходит другой Оглоблин. Это Лабутя, хвастун, трус, живущий «не мозоля рук». Таков итог революционного преобразования в деревне.

Лирическое и эпическое в поэме тесно перепле­тены. Судьбы Сергея и Анны связаны с русской деревней не только событийно. Оба они дети Рос­сии. Поэтому, я думаю, главная идея поэмы — судьба человека в ее неразрывной связи с судьбой Отечества.

Когда я училась в первом классе, учительница задала нам выучить стихотворение «Береза». Дома я спросила у бабушки: «А какое стихотворение Есенина ты учила в школе?», Ответ был ужасен: «Во время моей учебы Есенин был запрещен». Сколько же людей были лишены возможности узнать сти­хи этого великого поэта! И какое счастье, что те времена прошли, и мы можем насладиться звуками его лиры!

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.