ВОСПРИЯТИЕ:
Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения:
Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро
не станет,
а мир будет всё также маняще – прекрасен.
С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том,
что смерть это совсем не конец, не катастрофа, и, что пусть человек и
исчезнет, но опять же - лишь он,
а много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и
неизменный.
Во-вторых, сам - собой напрашивается и третий вариант: -
стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости,
неотвратимости конца и надежды, атализма и оптимизма, если хотите.
Теперь попробуем разобраться во всём по-подробнее.
ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:
1. Идея: Всё движется к концу, но что-то остаётся.
Эмоция: Печаль и надежда.
2. Образы и мотивы:
Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона)
Бабочка, море, небо, простор.
Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив)
Не живая, пустая комната со стулом и т.п. и будет залетать
бабочка – живое существо; такая же как залетает сейчас. Т.е всё, что сейчас
перед глазами лирического героя всё повторится, всё ему до боли знакомое
повторится, даже когда его уже не будет => надежда: Может быть и он, пройдя
этот круговорот, повторится тоже?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
1. Предметный состав:
день комната я
неба дно стол бабочка
море скамья
простор образ (икона)
потолок
окно
Какие получились группы слов:
Первый столбец – описание природы.
Здесь особенно бросается в глаза словосочетание «неба дно» - этакая
метафора ещё раз дающая понять, что всё конечно. ( по крайней мере она
создаёт такой намёк )
И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление:
НЕБО - МОРЕ - две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные,
стоит ли говорить, что море тоже имеет дно… далее после существительных
море и небо идёт ещё такое существительное как ПРОСТОР – ещё одно
объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях.
И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно
возникает уже знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего
стихотворения.
Второй столбец – самый большой, - от экстерьера мы переходим к интерьеру (
в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической
обстановке.
Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и… ОКНО
- своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и
переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через
которое мы и переносимся в этот простор о коем говорилось выше, - простор
моря и неба.
И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов,
но самый, на мой взгляд, интересный и ёмкий.
Эти два слова – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА».
Всего два живых существа в окружении природы неживой.
Эти слова, вычлененные из текста, кричат, говорят сами за себя
составляя всю основу стиха – Я БАБОЧКА – и снова мы возвращаемся к
Буддистским мотивам в творчестве Бунина, снова этот круговорот жизни и
смерти:
… Всё так же залетает бабочка и после смерти того кто её видит сейчас,
может уже не та, но такая же и так же.
И снова приходит на ум идея возрождения – реинкарнации.
Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в
стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое
сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма).
2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:
Пустая (комната)
Древний и простой (образ)
Голубой (потолок)
Пустынный (простор)
Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же.
Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => лёгкая грусть.
Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше,
-
Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической
особенности и неприкосновенности (это я об иконе).
Голубой потолок под которым порхает бабочка – прямая аналогия с цветом неба
– этакий мир в мире, вселенная во вселенной, личное небо, собственный
внутренний мир.
Далее «ровная синева» – на сей раз Моря. Ровная – значит в тихую погоду.
От этой картины так и веет покоем и умиротворённостью.
И вновь, не побоюсь повториться, возникает эта тема – покоя т.е смерти,
и умиротворённости т.е надежды и озрождения.
И, наконец, «пустынный простор» - ещё одна тема данного стихотворения
– тема одиночества. Недаром в стихотворении так много уделено места
описанию интерьера и бытовой обстановки, а живых существ всего два, да и то
соединённых с одной стороны во едино – Я БАБОЧКА – а с другой разделённых
т.к исчезну я … а всё то же будет, когда лирический герой исчезнет.
3. Действия и состояния в художественном мире произведения:
Настанет день – исчезну я (противопоставление) снова отсылка к
лейтмотиву стихотворения.
Всё то же будет: будет залетать (бабочка)
порхать
шуршать
трепетать
Бабочка описывается как любое другое живое существо и в то же время со
всеми действиями присущими человеку:
Порхать – жить, веселиться, гулять, радоваться жизни.
Трепетать – переживать, любить, страдать.
Шуршать – работать, заниматься чем – либо, писать, в конце – концов!
Другими словами, в образе бабочки представлена нескончаемая череда
жизненного цикла, рождения новых людей которые будут жить, и работать
после.
Это что касается внешнего мира лирического героя. После чего следует
переход к внутреннему.
Тому, что испытал и испытывает лирический герой в данный момент: Небо
смотрит в окно, а простор моря манит его к себе.
Таков вырисовывающийся перед нами Художественный мир стихотворения
Бунина.
Чтобы он приобрёл окончательный вид. Нужно посмотреть в заключении на
три самые общие его характеристики: Как выражено в нём пространство, время
и точка авторского (и читательского) зрения.
Точка авторского зрения уже достаточна ясна из всего сказанного, - она
субъективна, мир представлен не внешне, а внутренне пережитым –
«интериоризированным».
Это вообще характерно для творчества Бунина. Для примера можно взять
любое его стихотворение. Да и вообще его творчество связано с
импрессионизмом – описанием мимолётных чувств, идей в чистом виде, - без
анализа этих чувств.
Пространство и время:
Пространство здесь выражено слабее, чем время, не смотря на явное
преобладание описаний, а время включено в понятие будущего, того, что
случится, всего этого движения и круговорота жизни – а это и есть главная
тема стихотворения.
Тем не менее, пространство представлено весьма и весьма ярко: это и
описание комнаты и всего что в ней, затем выход через окно на описание неба
и воды (описание представлено сверху вниз) и пустынного простора.
(описание пространства в ширину)
Время представлено с нарастающей подробностью.
В первой строке противопоставлены друг другу прошлое (или настоящее) и
будущее, а в последующих катренах будущее время всё развивается обрастая
всё новыми подробностями, деталями и планами.
Таким образом будущее представлено в каждой строфе, как сквозная тема
печали и надежды лирического героя.
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Лексика: Неба дно – метафора создающая определенное впечатление конечности
всего,
даже неба и в то же время намёк на его бездонность.
Синтаксис: Ровная синева
Простор пустынный - эпитеты создающие общее впечатление
монументальности и спокойствия.
ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
1.Явления стиха: 4х стопный ямб
3 катрена
с перекрёстной рифмовкой в первых двух и параллельной в
третьем.
A
В
A
В
С
D
С
D
Е
Е
F
F