Бунин Иван Алексеевич - современный русский писатель. Род. 1870 в Воронеже. Б. происходит из старинного дворянского рода. Все существо его отца «было пропитано ощущением своего барского происхождения». Усадебная обстановка и дворянские традиции наложили отпечаток на поэзию Б., хотя сам поэт называет себя «вольнодумцем» с отроческих лет, равнодушным к своей «голубой крови». Стихи писать начал в детстве, подражая «больше всего Лермонтову, отчасти Пушкину». Первое свое стихотворение Бунин напечатал в 1888 в журнале «Родина». Род Буниных обедневший дворянский род, и Б. вынужден был служить в провинции и сотрудничать в провинциальных изданиях. С середины 90-х гг. Б. печатается уже в «Русском богатстве» и «Новом слове», знакомится с известными писателями; позднее в Москве принимает деятельное участие в кружке «Среда» (вместе с Горьким, Андреевым, Куприным). Много путешествовал: объездил Европу, побывал в разных местах Азии и Африки. К русскому пейзажу (лес, степь) присоединяются картины океанов и пустыни (Б. выдающийся поэт-пейзажист). Постепенно приобретает известность; сборники его стихотворений, переводы «Песни о Гайавате» Лонгфелло и байроновских трагедий («Каин», «Манфред») награждаются Академией наук Пушкинскими премиями, сам Бунин избирается почетным академиком и почетным членом Общества любителей российской словесности. Автор «Деревни» и «Суходола» чувствовал всегда презрение к «мужику»; прогрессивные общественные движения не находили в Б. отклика. К Октябрьской революции Бунин отнесся враждебно; он редактировал на Украине (в Одессе) белую националистическую газету, затем эмигрировал за границу, где опубликовал ряд статей, проникнутых бешеной, болезненной ненавистью к Советской власти, пролетариату и крестьянству: сказались инстинкты, вкусы и взгляды закоренелого барина, глубоко оскорбленного торжеством трудящихся классов на его родине. У Б. чеканный стиль и чеканная фраза, сжатость и энергия речи, живописность, простота и чувство меры. В фактуре стиха Б. не пошел дальше традиций пушкинской школы. Его излюбленные размеры ямб и хорей. Он избегает новых приемов версификационного искусства. Хорошо владеет Б. белым стихом (переводы из Лонгфелло, Байрона, Теннисона, ряд оригинальных лирических стихотворений). Б. поэт мелкопоместного дворянства, «великой бедности дворянства», эпохи его увядания. Эта поэзия родилась «в степи, среди лощин и пашни, среди голых косогоров», ее содержание тихий опустевший флигель, обвалившиеся углы, нависший потолок, скрипящие под ногами полы в заброшенном доме, запущенный сад, пересохший пруд, стужа за окном, покинутые деревушки, покосившиеся избы, древний дед-дворецкий, каким-то чудом уцелевший от крепостных времен, и бесконечные воспоминания о старой разгульной жизни, о пирах, об охоте в отъезжем поле. Поэзия Бунина поэзия печали и размышления. «Усталый от скитаний одиноких», выбитый из опустевшего родного дома, отпрыск умирающей культуры, для которого весь мир наполнен печалью. Он любит могилы и руины; спокойно говорит о превратности человеческой судьбы («Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга»), о нудной беспросветной жизни русской деревни («Деревня»). Бунин любит умирание осени. Грусть, лежащая на всем, что пишет Бунин, от описания ночного моря до очерков и рассказов из жизни деревни и города, навеяна картинами дворянского запустения, умирания усадебной культуры. Последний поэт барских настроений, Б. в дореволюционное время находил исход своему чувству в философских размышлениях о бренности всего земного, в созерцании смены времен и поколений. В годы революции он резко выявляет свое классовое лицо, и публицистика Б. дышит злобой крепостника. Сочинения Б. переиздавались несколько раз. Последнее «полное собрание» в 6 томах издано в виде приложения к «Ниве» за 1915 год. Сюда не вошли отдельные рассказы и стихотворения, написанные Буниным в России после 1915 года. За границей Б. опубликовал ряд стихотворений и рассказов, из которых обратила на себя внимание повесть «Митина любовь» (1924; переиздана в Ленинграде в 1926 «Книжными новинками»). В 1927 Госиздат издал сборник рассказов «Сны Чанга» (Москва), с введением, в котором дается оценка Бунина как писателя.
|