Предлагая для анализа стихотворение Бунина «Ночь», авторы экзаменационных тем ставят перед учениками очень сложную задачу. Стихотворение написано восьмидесятидвухлетним поэтом в 1952 году во Франции, в доме Бунина в Грасе. Оно перекликается со стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека…», написанным в Петербурге 10 октября 1912 года тридцатидвухлетним Блоком. Спустя сорок лет, с разницей в возрасте со своим младшим коллегой-поэтом в две четверти века, за год до своей смерти Бунин пишет письмо-диалог, письмо-ответ и вопрос. Блоковское стихотворение написано перед Первой мировой войной, бунинское — после окончания Второй мировой войны. Воспринимать стихотворение Бунина отдельно, вне блоковского текста, невозможно, поэтому перед учениками, по сути, стоит задача сравнительного анализа этих произведений. Перед началом работы уточним в толковом словаре значение слова “мистраль”. При разнице размеров и синтаксис стихотворений, и общее настроение ощущаются как сходные, создающие впечатление замкнутого круга, тоски. Сравним пейзажи: у Блока замкнутость, у Бунина раскрытость (“блеск и даль”). Общее — осень, ощущение холода и ветра. Далее — свет: “бессмысленный и тусклый” — и “золотой недвижный”. В мире Блока, ощущающего разрушительность “невиданных мятежей”, нет Бога, только бессмысленность и безысходность. В мире Бунина, пережившего величайшие катастрофы и войны в истории человечества, утверждается единственная ответственность — ответственность человека перед высшим в собственной душе — перед Богом. Но в сердце бунинского лирического героя мёртвая печаль, сокрытая от всех, кроме Бога. Что это за печаль?.. Как и Блок, последней строкой Бунин “закольцовывает” стихотворение. Можно сравнивать аллитерации, сходство созвучий ( фонарь — мистраль ), различие и сходство эпитетов (“тусклый свет” — “золотой” свет; “ледяная рябь” — “ледяная ночь”), рифмы, способ рифмовки и использование возможностей поэтических размеров… Но главное — показать диалог двух мироощущений, двух поэтических душ, двух людей, некогда ходивших по одним и тем же улицам, а теперь разделённых смертью и трагическими десятилетиями мировой истории. |
|