Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека» А. С. Грибоедов (человеческие типы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения, автору необходимо «ожи­вить» не только главных героев, но и наиболее полно связать перипетии их судеб со второстепенными персонажами. Коме­дия А. С. Грибоедова «Горе от ума», стоящая на рубеже класси­цизма и реализма и лаконично соединившая в себе черты обо­их стилей, является уникальным образцом для подражания, ибо только Грибоедов сумел собрать вместе столько ярких, самостоятельных героев, в которых легко узнаются самые раз­нообразные человеческие типы.

Безусловно, центральной фигурой в комедии является «человек новой формации» Александр Андреевич Чацкий. Рыцарь без страха и упрека, он наделен Грибоедовым всеми положительными, по мнению автора, чертами. Чацкий мо­лод, умен, европейски образован, честен, благороден, придер­живается прогрессивных, либеральных взглядов. Он остер на язык и не упускает случая на протяжении всего действия ко­медии отпустить колкую шутку или упрек в адрес тех или иных героев:

 

Ну что ваш батюшка? все

Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

Ваш батюшка отпрыгал ли свой век?..

А тетушка? все девушкой,

Минервой ? Все фрейлиной Екатерины

Первой? Воспитанниц и мосек полон дом?..

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож;

Молчалин, например...

 

Чацкий крайне отрицательно относится ко всем устоям и обычаям «фамусовского общества» и не скрывает этого. Напро­тив, он всячески пытается продемонстрировать свою неприязнь, не гнушаясь даже «метанием бисера перед свиньями»:

 

Что нового покажет мне Москва ?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах,

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Ах! к воспитанъю перейдем.

Что нынче, также, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?..

...Здесь нынче тон таков

На съездах на больших, по праздникам приходским?

Господствует еще смешенъе языков:

Французского с нижегородским ?

 

При всей своей желчности Чацкий пылок и не лишен ро­мантических настроений. Его чувства к Софье, несмотря на недружелюбно-повышенный тон всех бесед двух героев, на самом деле чисты и искренни:

 

Она! она сама!

Ах! голова горит, вся кровь моя в волненьи.

Явилась!Нет ее!Неужели в виденъи?

Не впрямь ли я сошел с ума?..

 

Но основное назначение Чацкого — служить искрой, из которой возгорится пламя свободы. И. А. Гончаров определилподобный человеческий тип как «сеятель того, что пожинают другие», «провозвестник новой зари». Герой не понят реши­тельно никем, он фактически жертвует собой, но эта жертва суть фундамент, на котором достойные сыны отечества воз­ведут здание истинной справедливости.

Главный оппонент Чацкого, имя которого уже стало нари­цательным, обозначая недалекость и косность, застой и ги­пертрофированный консерватизм, «самый знаменитый москвич всей русской литературы», Павел Афанасьевич Фа­мусов, основной заботой считает всяческое укрепление сво­его статуса в социальных кругах Москвы. Для этого он нано­сит различные визиты вежливости:

 

К Прасковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели...

В четверг я зван на погребенье...

...А может, в пятницу, а может, и в субботу Ядолженувдовы,удокторши,креститъ...

 

старается прослыть радушным и гостеприимным:

 

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.

Да это ли одно ? возьмите вы хлеб-соль:

Кто хочет к нам пожаловать — изволь;

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно для иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для всех ровнехонько, про всех готов обед.

 

дочь желает выдать замуж исключительно с материальной выгодой, даже вопреки ее собственному желанию:

 

Ах, матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара...

 

Фамусов олицетворяет собой тот тип людей, которые ко всему подходят с эгоистическим расчетом. Они свято верят в то, что, подобно планетам, вращающимся вокруг Солнца, весь окружающий мир существует для них и из-за них. И подобное положение дел ни в коем случае не должно нару­шаться. Всякие попытки привнести что-то новое восприни­маются негативно и подозрительно. В устоявшихся барских традициях Фамусов видит основу своей стабильности; угро­за же ей, по мнению героя, исходит от учения и книг:

 

Ученье вот чума, ученость — вот причина...

...Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь!

 

Дочь Фамусова Софья Павловна остается и по сей день наиболее спорной и неоднозначной фигурой в комедии. Она не менее умна, чем Чацкий, что и не удивительно, — ведь они росли и воспитывались вместе. Но Софья противостоит глав­ному герою от начала и до конца. Она, конечно, принадлежит к «фамусовскому обществу», но в ней нет той заразы, кото­рая проникла в тела и души «страстных к чинам» обитателей Москвы. Софья хитра и изворотлива (достаточно вспомнить, как ловко она обвела вокруг пальца своего папашу, заставше­го ее с Молчаливым), однако ее обморок, причиною которо­го послужил упавший с лошади Молчалин, был обескуражи­вающе правдоподобным:

 

Ах! Боже мой!упал, убился!

 

а нахлынувшую горечь и обиду от предательства Молчалина она изливала яростно и смело:

 

Не подличайте, встаньте.

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Солжете...

 

Отстаньте, говорю, сейчас

Я криком разбужу всех в доме

И погублю себя и вас...

 

Софью Грибоедов наделил чертами настоящей женщины, совмещающей в себе несовместимое. Именно такие женщиныспособны принимать решения в моменты, по выражению Ю. Н. Тынянова, «мужского упадка» в общественной жизни. Олицетворением подлости и беспринципности в комедии является, без сомнения, Алексей Степанович Молчалин. Глав­ные его качества — «умеренность и аккуратность» — суть лишь благовидное внешнее прикрытие. Истинная же начинка Мол-чалина — изворотливость, хитрость, умение найти ключ к каждому «нужному» человеку. Его ложная скромность край­не опасна. Он не довольствуется малым. За три года отсут­ствия Чацкого Молчалин, безвестный, безродный тверской мещанин, стал секретарем московского «туза», получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным Софьи. Он незаменим в фа-мусовском доме, незаменим в «фамусовском обществе»:

 

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет...

 

Молчалин заимел подобные жизненные ценности неслу­чайно. За несколько мгновений до финального разоблачения он дает важное признание:

 

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

 

Способным жертвовать собой во имя всеобщего блага и справедливости людям Грибоедов противопоставляет тип людей-карьеристов, для которых главная цель в жизни — за­браться как можно выше по служебной лестнице. И эта цель, по мнению таких людей, оправдывает любые средства.

Второстепенные персонажи комедии ничуть не уступают главным героям в способности представлять разные челове­ческие типы. Скотодумство и тупая страсть к чинам соеди­нились в образе полковника Сергея Сергеевича Скалозуба:

 

А форменные есть отлички:

В мундирах выпушки, погончики, петлички...

 

Я с восемьсот девятого служу;

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,

Об них как истинный философ я сужу;

Мне только бы досталось в генералы.

 

Резкую перемену сильного телом, но слабого духом чело­века олицетворяет собой новоявленный «подкаблучник» Платон Михайлович Горич:

 

...Как видишь, брат:

Московский житель и женат...

На флейте я твержу дуэт

А-молъный...

Теперь, брат, я не тот...

 

Пустота и бесполезность мыльного пузыря с радужной оболочкой нашли отражение в фигуре Репетилова, стараю­щегося завоевать уважение нелепым самобичеванием:

 

Не любишь ты меня, естественное дело:

С другими я и так, и сяк,

С тобою говорю несмело,

Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак...

 

Зови меня вандалом:

Я это имя заслужил...

 

Гости на балу — точнейший фотоснимок консервативно­го сборища лицемерных и алчных представителей высшего света.

Без сомнения, главная идея «Горя от ума» — противопо­ставление двух антагонистических мировоззрений, старого и нового, «глупого» и «умного». Однако высказывание А. С. Грибоедова о собственном произведении можно трак­товать по-разному. Многие из героев обладают умом, каждый— своим собственным, уникальным, характерным для данного человеческого типа. Они же совершают и глупые по­ступки. Ценность грибоедовской комедии заключается имен­но в противоречивости, в необходимости собственного пере­осмысления проблемы, поданной читателю под острым соусом социально-нравственного конфликта. Наверное, бли­же всех к истине был А. С. Пушкин, написавший, что един­ственным умным героем, на которого приходится двадцать пять глупцов, в «Горе от ума» является сам А. С. Грибоедов.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.