Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сей риторический вопрос, озвученный главным героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александром Андреевичем Чацким, давно уже покинул пределы литера­турного произведения и по нынешний день существует само­стоятельно. Этим вопросом задается каждый без исключения, ибо сущность человеческого бытия заключена в един­стве и борьбе противоположных взглядов и мнений. Еще ве­ликий Аристотель говорил: «Человек — существо социаль­ное». И оценивается человек по делам его не каким-либо Вселенским Разумом, а другими людьми, имеющими свои добродетели и пороки. Гений Грибоедова состоит в том, что его комедия максимально приближена к реальной человечес­кой жизни. Автор не просто своим велением противопостав­ляет «двадцать пять глупцов одному умному человеку», но и дает уникальную возможность взглянуть на Чацкого глазами других героев комедии.

Первой свое отношение к главному герою высказывает служанка Лиза в беседе с Софьей Павловной о «делах сер­дечных» и свадебных перспективах последней. Ее оценка явно женская: Лиза говорит о тех качествах Чацкого, которые пер­выми замечают в нем именно женщины:

 

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!..

 

При этом именно Лиза выступает в роли первой союзни­цы Чацкого, оправдывая его отъезд из Москвы серостью и тоскливостью здешней затхлой барской жизни:

 

Где носится ? в каких краях?

Лечился, говорят, на кислых он водах,

Не от болезни, чай, от скуки...

 

Софья сразу настроена к озвученным Лизой достоинствам Чацкого более скептично:

 

...Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.

 

Она на протяжении всего действия комедии намеренно Дистанцируется от главного героя, созерцая его сквозь призму живой и беспристрастной иронии, в которой все достоинства Чацкого, дарованные ему Грибоедовым, искажаются, прини­мая причудливые и комичные формы. В первой беседе двух героев Софья своими словно невзначай оброненными фраза­ми будто бы намеренно провоцирует Чацкого изливать желчь на Москву и ее обитателей:

 

Гоненъе на Москву.

Что значит видеть свет!..

Вот вас бы с тетушкою свестъ,

Чтоб всех знакомых перечесть.

 

Софья не оставляет никаких недомолвок между ней и Чацким; она пряма и искренна, решительно высказывает все упреки:

 

Веселость ваша не скромна,

У вас тотчас уж острота готова...

...грозный взгляд и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

А над собой гроза куда не бесполезна.

 

Именно Софья, сразу же определив главного героя как «Не человек, змея!», дает и старт стремительной развязки:

 

Он не в своем уме...

 

Павел Афанасьевич Фамусов принимает возвратившего­ся из путешествия Чацкого с видимым радушием. Будучи озадаченным вопросом замужества своей взрослой дочери и терзаемый размышлениями «Который же из двух?», поме­щая на разные чаши весов Молчалина и Чацкого, Фамусов пытается оценить главного героя на предмет практичности. Впрочем, как и в случае с Софьей, позиция в отношении Чац­кого формируется в первом же их масштабном диалоге, где Фамусов на свои предложения «...имением не управлять оп­лошно, а главное, пойти-ка послужить» получает порцию ра­дикальной критики устоев общества в сравнении «века ны­нешнего и века минувшего». Подобный поворот в беседе

 

Ах! Боже мой! он карбонарий!..

Опасный человек!..

Что говорит! и говорит, как пишет!..

Он вольность хочет проповедать!..

Да он властей не признает!..

 

Раздосадованный неумением Чацкого держать язык за зубами в присутствии «солидного, известного человека» Сергея Сергеевича Скалозуба, который «знаков тьму отли­чья нахватал», Фамусов укрепляется в своем мнении окон­чательно и бесповоротно. На некоторое время покидая сцену, он возвращается в самый разгар жаркого обсуждения сумас­шествия главного героя, внося свою посильную лепту в ук­реплении и раздувании нелепого слуха:

 

Я первый, я открыл!

Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!..

По матери пошел, по Анне Алексевне;

Покойница сума сходила восемь раз.

 

Отношение к Чацкому второстепенных персонажей цели­ком и полностью основывается на озвученном кем-либо мне­нии, обнажая неспособность к самостоятельному анализу и оценке. Скалозуб, которому Фамусов отрекомендовал Чац­кого как «делового, малого с головой, славно пишущего и пе­реводящего», остается при этом мнении даже после монолога главного героя «А судьи кто?!», где речь идет об алчной стра­сти к чинам и мундирам. Тугоуховские обмеряют Чацкого шкалой знатности и состоятельности, опираясь на слова На­тальи Дмитриевны Горич. Репетилов занимается пред Чац­ким самобичеванием, самоуничижением, выражает ему всю преданность, уважение, едва ли представляя даже, кто есть главный герой на самом деле. Каждый из участников коме­дии кривит зеркало, в котором отражен Чацкий, на свое соб­ственное усмотрение.

«Не суди да несудим будешь» — гласит древняя народ­ная мудрость. Истинность ее неоспорима, и именно она стоит гербовой печатью на всей комедии «Горе от ума». Будучибеспощадным судьей нравов и обычаев московского обще­ства, Чацкий сам попадает под суд, в котором у него нет адво­ката, зато есть множество самых разных обвинителей. Зада­вая свой риторический вопрос, главный герой не получает на него однозначного ответа, ибо риторический вопрос таково­го ответа не имеет, по определению.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.