Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» впитала в себя все особенности литературного про­цесса того времени. Интересно проанализировать формаль­ные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все обществен­ные явления, подвержена конкретно-историческому разви­тию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация па­раллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Гри­боедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.

Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встре­тить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержа­ния комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сю­жет, композицию и художественную речь.

Суть комедии — горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной и «ум» пони­мался широко — как вообще интеллигентность, просвещен­ность, культурность. С понятиями «умный», «умник» свя­зывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», носителе новых идей. Пылкость та­ких «умников» сплошь и рядом оборачивалась в глазах ре­акционеров и обывателей «безумием», «горем от ума».

Именно ум Чацкого в этом широком и особом понима­нии ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скало­зубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в ко­медии развитие конфликта героя и среды: лучшие челове­ческие свойства и склонности героя делают его в представ­лении окружающих сперва «чудаком», «странным челове­ком», а потом — просто сумасшедшим. «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?» — уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.

Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Со­фье, естественно, включается в основную тему комедии. Со­фья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе «мучителей», оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно по­этому личная и общественная драмы главного героя не про­тиворечат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его жи­тейские отношения, в том числе и на любовные.

Отсюда можно сделать вывод, что проблематика коме­дии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не на­блюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, кон­фликты существуют параллельно, один дополняет другой.

Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона «трех единств» един­ство места и времени соблюдено, то единство действия — нет. Действительно, все четыре действия происходят в Мос­кве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий от­крывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна — это холодный прием Чацкого Софьей, дру­гая — столкновение между Чацким и Фамусовым и фаму-совским обществом; две сюжетные линии, две кульмина­ции и одна общая развязка. Такая форма произведения по­казала новаторство А, С. Грибоедова.

Но в комедии сохраняются некоторые другие черты клас­сицизма. Так, главный герой Чацкий — дворянин, образо­ванный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов — ставить в центре героев, царей, военачальников или вель­мож. Интересен образ Лизы. В «Горе от ума» она слишком

вольно держится для служанки и похожа на героиню клас­сической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.

К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.

Весьма интересно проявились черты романтизма в про­изведении, ибо проблематика «Горя от ума» частично но­сит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда — соци­альный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.

Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.

В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки но­вого для того времени метода — критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это соци­альность и эстетический материализм.

Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяю­щие их психологию и поведение. В «Горе от ума» создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типичес­ких обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначе­нием таких явлений, как чванство (фамусовщина), под­лость и подхалимство (молчалинство), дешевое либераль­ное пустословие (репетиловщина).

Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтичес­кий, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обус­ловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противосто­ит обществу. Но в любом случае — это жесткая связь. Че­ловек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.

Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.

Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибо­едова — это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с дру­гой — целостная панорама русской жизни начала XIX века.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.