Комедия «Горе от ума» была написана автором с 1816 по 1824 год. Совсем недавно закончилась война с Францией, и под влиянием французских идей в русском обществе начала формироваться новая идеология, которая нашла свое достойное завершение в восстании декабристов в 1825 году.
Молодые дворяне, передовая их часть, стремились изменить действительность, а старшее поколение, напротив, всеми силами старалось удержать общество от всяких времен, делать все так, «как делали отцы».
Автор комедии, безусловно, принадлежал к обществу молодых реформаторов, он был близок с декабристами, посвящен в дела тайных обществ, критиковал правительство. Поэтому и главный герой пьесы - Чацкий -вышел из-под его пера очень похожим на самого автора, а общество старых дворян представлено так ярко и многогранно.
Московское общество, показанное в комедии, нередко называют «фамусовским обществом», и это название не лишено смысла. Центральное место здесь занимает Павел Афанасьевич Фамусов, богатый и известный московский барин. В его монологах, репликах и спорах хорошо видны те привычки и законы, по которым живет он и его окружение. Главная забота этого общества - сохранить все, как оно есть, а их девиз - «учились бы, на старших глядя».
Состав фамусовского общества весьма разнообразен: тут и чиновники (Фамусов и Молчалив), и военные (Скалозуб), графы и князья (Тугоуховские, Хрюмины), а также другие персонажи, объединенвые реакционными взглядами на развитие общества.
Следует отметить и художественный прием, которым пользуется автор, при описании взглядов и пороков московского общества. Он берет по одному представителю из определенного круга и высмеивает недостатки каждого. Так, Скалозуб - представитель военщины, Молчалин - мелкий служащий.
Но Грибоедов не просто показывает принадлежность героя к какому-либо классу, группе. Автор подчеркивает типичность каждого персонажа комедии. Так, Павел Афанасьевич Фамусов - «управляющий в казенном месте», крупный чиновник, крепостник. Казалось бы, у него есть все, но Фамусов мечтает о титуле, добыча которого становится для него смыслом жизни. Он видит только один путь осуществления своей мечты - выдать дочь замуж за знатного и богатого человека. Поэтому он и приглашает в свой дом на балы и танцевальные вечера графов и князей. Однако знатный - не значит богатый, и Фамусов старается сочетать и «золотой метаок» и «чин»:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, -
Тот и жених...
Ч тут же добавляет: «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством». Основной претендент на руку Софьи и идеальный вариант для Фамуова — Сергей Сергеевич Скалозуб. Полковник, метящий «в генералы», грубоватый и недалекий человек («Он слова умного не выговорил сроду»). Всю свою жизнь он подчиняет осуществлению своей мечты — получению генеральского чина. При этом, «чтобы чины добыть, есть многие каналы», заявляет Скалозуб, как «истинный философ». Все его военные подвиги сводятся к тому, что «засели с братом мы в траншею, ему дан с бантом, мне - на шею». Софья характеризует его как героя «не ее романа», а его шансы на получение ее руки оценивает так: «Мне все равно: что за него, что в воду».
Соперник Скалозуба в борьбе за руку Софьи — Алексей Степанович Молчалин, личный секретарь Фамусова, живущий в доме своего хозяина. Цель его жизни - карьера, и ради нее Молчалин готов терпеть любовь Софьи и «угождать всем людям без изъятья». У Молчалина есть две замечательные черты характера: умеренность и аккуратность. При наличии этих черт, а также умения «угождать» Молчалин, вероятно, «дойдет до степеней известных». В этом можно не сомневаться, так как автор показывает другого «мастера услужить» - Загорецкого- «мошенника и плута», которого общество любит за услужливость.
Таким образом, картина получается весьма полной, и мы видим, что Чацкому противостоят не отдельные личности, а целый жизненный уклад.
Наиболее неприемлемыми для Чацкого и Грибоедова выглядят пути к заветному благополучию. Чацкому более-менее понятно желание заполучить «золотой мешок», но способы его получения не привлекают героя. Понять, как можно «прислуживаться», а тем более «сгибаться вперегиб» и «угождать всем людям без изъятья» для достижения такой цели, как получение чинов и денег, герой не может. Он «служить бы рад» идее, принципам, свободе, Отчизне, поэтому и высмеивает кумиров Фамусова - Максима Петровича и Кузьму Петровича: «Чтобы смешить народ, отважно жертвовать затылком?»
Удивительно единодушны все члены фамусовского общества во взглядах на просвещение, науку, образование. Фамусов высказывает свою точку зрения:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений...
...Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
И все дружно ему вторят, например, Скалозуб:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Княгиня Тугоуховская также высказывает свое мнение:
...В Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и безверьи
Профессоры!
Причины такого единодушия видны достаточно ясно: просвещение грозит новыми идеями, расшатывающими привычный уклад жизни. Поэтому очень удобно признать Чацкого сумасшедшим и жить спокойно. Мол, это не мы глупые, а он социально безумен. Все с восторгом присоединяются к сплетни о его сумасшествии, понимая, что тот хоть и не разрушит в одиночку устои общества, но расшатать их может основательно. И потом, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Ведь Чацкий уедет, а город еще долго будет переживать этот скандал.
На мой взгляд, есть еще одна причина, по которой общество хочет избавиться от Чацкого: у него могут появиться единомышленники, и тогда это будет уже сила.
Таким образом, комедия Грибоедова «Горе от ума» представляет собой одно из наиболее ярких произведений русской литературы, в котором так реалистически изображено московское дворянство первой четверти XIX века. Хотя накануне декабристского восстания и начинают появляться такие люди, как Чацкий, но в обществе все еще господствуют алчность, стремление к чинам, пошлость, низкий культурный уровень, преклонение перед иностранным. Любые благородные стремления тонут в море косности, а их инициаторы обречены на поражение.
|