Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественные особенности комедии «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



О своеобразии комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» писали многие критики. Например, В. Г. Белинский сказал так: «Горе от ума» — это благороднейшее создание гениаль­ного человека». Наиболее же полный и исчерпывающий отзыв о комедии — это критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний»: «Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая са­тира, и вместе с тем комедия». Да, в этой комедии необычно все. Жанровые особенности этого произведения неординарны, как и вся пьеса. 'На первый взгляд, это бытовая комедия, так как все действие происходит в доме Фамусова и в него вовлечены все, кто живет в нем, а читатель и зритель узнает о мельчайших подробностях жизни в этом дворянском особняке. Кажется, что Грибоедов не выходит за рамки описания быта этих людей, но мы видим отношение автора комедии к жизни московского бар­ства. Это произведение отражает конфликт между двумя поко­лениями дворян в России начала XIX века, почему и может быть названо комедией политической. Но, изображая все обще­ство, автор не забывает про личности. Он описывает всех и каждого в отдельности. Мы видим чувства и переживания Софьи, Чацкого, Фамусова и многих других персонажей. Сле­довательно, комедия ч носит и психологический характер. В цент­ре произведения — проблема ума, достоинства личности, зна­чит, это еще и философская драма.

Построена она по правилам классицизма: говорящие фа­милии, пространные монологи героев, единство времени и места. Но единство действия уже не соблюдено. А. С. Грибо­едов удивительно точно и метко отражает все проблемы со­временного ему общества, все его недостатки, показывая ти­пических героев в типических обстоятельствах. Следователь­но, комедия А. С. Грибоедова — произведение реалистичес­кое с элементами классицизма. Она столь необычна, но поче­му? Возможно, это объясняется неординарностью личности самого автора. Этого человека можно и нужно назвать гением. Его таланты настолько разнообразны, что даже невозможно предугадать, в какой области этот человек мог бы себя про­явить лучше. За что бы он ни брался, все у него получалось и всегда он был на высоте. Примером тому могут служить написанные им вальсы, которые высоко оценил Ф. Глинка и Иоганн Штраус. Грибоедов знал множество языков, причем самых разнообразных, и был великолепным дипломатом, много сделавшим для блага Родины. Это был один из самых умных и образованнейших людей своего времени, который прекрасно понял и оценил свою эпоху, почему и мир героев в его произведении так разнообразен.

Особый к себе интерес вызывает фамусовское общество. Эти люди посредственны, они похожи один на другого, у них одинаковое понимание смысла жизни. Но прежде всего они люди со своими проблемами, слабостями и недостатками. Каждый герой имеет свои особенности, присущие только ему. К примеру, Репетилов такой же, как все. Но он слишком многословен, и его цель — во всем следовать моде. Он ставит себя наравне с Чацким, считает себя умным и образованным человеком. Репетилов ходит в Английский клуб, где «тайные собрания», «секретнейший союз», где «вслух, громко гово­рим, никто не разберет». Разговаривая с собеседником, Репе­тилов слышит только себя, он даже порой не замечает появ­ления и ухода собеседника. Он иногда произносит философ­ские фразы, которые, вероятно, услышал в Английском клубе: «Да умный человек не может быть не плутом...» Но, говоря всю правду, он не идет против фамусовского общества. Когда он узнает, что Чацкий безумен, то поначалу не верит, но потом произносит: «Простите, я не знал, что это слишком гласно». Так, если вначале, благодаря услышанным в клубе фразам, Репетилов может показаться не таким, как все, то потом читатель яснее видит его истинное лицо. Интересна также суп­ружеская пара Горичей, их манера общения друг с другом, их разговоры. Наталья Дмитриевна постоянно называет мужа «ан­гелом», «жизнью», «бесценным», «душечкой», и тут же ремар­ка Грибоедова: «Целует мужа в лоб». А Платон Михайлович: «Наташа-матушка. Тебе в угодность, пускаюсь по команде в пляс». А после ее ухода говорит: «Да кто жениться нас неволит!» Вот пример «мужа-мальчика, мужа-слуги». Грибоедов высмеи­вает эту пару, показывая «высокий идеал московских всех мужей». Не менее интересен образ Антона Антоновича Загорецкого. Он тут же передает все сплетни, бегает, болтает со всеми без остановки. Грибоедов осмеивает тип таких людей, что было высоко оценено А. С. Пушкиным. Загорецкий — истинный представитель фамусовского общества. Он точно так же, как, например, Фамусов и Скалозуб, ненавидит просвещение, побаи­вается басен:

 

Басни — смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари.

 

Все прекрасно понимают, что это за человек: Лгунишка он, картежник, вор.

Но несмотря на это, он вхож во все приличные дома Мос­квы... Горич замечает по этому поводу:

 

У нас везде ругают, а всюду принимают.

 

Этих людей Грибоедов высмеивает и осуждает за глупые высказывания, лицемерное поведение, необразованность, без­душие. Всем им автор противопоставляет Чацкого. Этот человек образован и открыт. Все, что у него на душе, он высказывает человеку прямо в лицо, ничего не скрывая. Но именно поэто­му Пушкин отказал ему в уме, сказав, что умный человек не будет «метать бисер перед Репетиловыми и тому подобными». Так что об уме Чацкого (а вернее, о его проявлениях в обсто­ятельствах пьесы) можно поспорить, но в образованности от­казать ему нельзя. Ему неприятно видеть лицемерие и ложь, которые царят в фамусовском обществе, так как он человек «века нынешнего». Это «новый человек» с новыми принци­пами и взглядами на жизнь. Лиза говорит о нем:

 

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

 

Необходимо отметить, что собирательный образ дворян­ского общества в комедии был бы недостаточно полным без внесценических персонажей, которых мы не видим, но о ко­торых часто упоминают действующие лица комедии. Кто же они? Это и Максим Петрович, и некто «Нестор негодяев знат­ных», и Татьяна Юрьевна, о которой столь лестно отзывается Молчалин, и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой так боится Фамусов. Эти герои позволили расширить рамки про­изведения, показать все российское общество начала XIX века.

Комедия жива до наших дней, так как в обществе всегда есть Молчалины, Фамусовы, Загорецкие и Чацкие. Пушкин сказал о комедии: «О стихах я не говорю: половина из них войдет в пословицу». Это пророчество сбылось. В наши дни многие пользуются фразами из комедии, которые уже успели стать афоризмами. Самые распространенные из них:

 

Счастливые часов не наблюдают...

Ба! Знакомые все лица...

Дома новы, но предрассудки стары...

 

Этих афоризмов великое множество. Возможно, благодаря им комедия никогда не умрет, главное — благодаря своему глав­ному герою, который первым бросил вызов обществу дворян-крепостников, ни во что не ставящих достоинство человека.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.