Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сцена бала занимает важное место в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В ней происходит стремительное развитие действия, кульмина­ция любовного и общественного конфликтов.

Сцена бала в комедии подготавливается заранее. С точки зрения идей­ного конфликта пьесы развитие действия предвосхищается монологами Чацкого и Фамусова, в которых противопоставляются идеалы и идейные убеждения «века нынешнего» и «века минувшего», выявляется неприя­тие обществом идей и мыслей Чацкого — представителя передовой дво­рянской молодежи 10-20-х годов XIX столетия.

Большое значение имеют картины и явления, предшествующие балу. Стремясь добиться у Софьи признания в начале третьего действия коме­дии, Чацкий сам подает ей повод для насмешек:

 

Я сам? не правда ли смешон?

 

Говоря о любви, которую он испытывает к Софье, герой отождествляет ее с безумием:

 

От сумасшествия могу я остеречься...

 

Реакция Софьи на эту реплику Чацкого и послужила основой для сплетни, столь быстро разнесшейся на танцевальном вечере у Фамусова:

 

Вот нехотя с ума свела!

 

Сцена бала - это типичная картина московских нравов того времени, так называемая «галерея типов» фамусовской Москвы. Каждая семья, приглашенная в дом к Фамусову, включает в себя типичных представите­лей этого общества, разыгрывает свою маленькую комедию с полной обри­совкой характеров.

Первой приезжает чета Горичей. Муж, Платон Михайлович, - старый друг и сослуживец Чацкого. В молодые годы он был веселым, подвижным и живым человеком, а теперь, по словам Чацкого, он «спокоен и ленив», им забыты «шум лагерный, товарищи и братья».

Думается, что Наталья Дмитриевна до замужества также хорошо зна­ла Чацкого. Об этом можно судить по ее первой реакции при встрече с героем:

 

Не ошибаюсь ли!., он точно, по лицу...

Ах! Александр Андреич, вы ли?

 

Наталья Дмитриевна — яркий пример воплощения женской власти. Своими заботами о здоровье «нездорового» мужа она убила в Платоне Михайловиче ту живость, которая была присуща ему в молодости, сделав из него безвольного человека. Наталья Дмитриевна полностью подчини­ла себе мужа своими постоянными замечаниями, ложными волнениями о его здоровье:

 

Ах! Мой дружочек!

Здесь так свежо, что мочи нет,

Ты распахнулся весь и расстегнул жилет.

 

Показательна фраза Натальи Дмитриевны: «Мой муж - прелестный муж», - построена по тому же принципу, что и фраза Молчалива: «Ваш шпиц - прелестный шпиц». Это свидетельствует о том, что роль мужа в семейной жизни сведена до уровня игрушки, забавы в руках жены. Да и сам Платон Михайлович считает семейную жизнь скукой, так как уже несколько лет «твердит дуэт а-мольный» в одиночестве, замечая при этом, что теперь он «не то».

Вслед за Горичами появляется семья Тугоуховских: князь и княгиня с шестью дочерьми. Шесть княжон вместе с графиней-внучкой представ­ляют, по словам Гончарова, «контингент невест» того времени. Их пове­дение полностью соответствует тому, как описывает Фамусов московских барышень в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера...»: княжны уме­ют «принарядиться» «тафтицей, бархатцем и дымкой», все их разговоры сводятся к разговорам о нарядах:

 

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!

Какой эшарп cousin мне подарил!

 

Поведение гостей на балу в доме Фамусова подтверждает тот факт,

что определяющими в обществе являются чин и деньги. Княгиня Тугоуховская уже было отправила мужа к Чацкому посватать дочерей, но, уз­нав, что молодой человек небогат и нигде не служит, стала звать князя обратно.

В комедии Грибоедов использует такой традиционный прием для клас­сицистических пьес, как говорящие фамилии. Ярким примером тому мо­жет служить князь Тугоуховский, который считает глухоту единствен­ным недостатком. Он сам плохо слышит и вынужден все переспраши­вать по несколько раз, приставив к уху слуховую трубку. Он, как и Платон Михайлович, находится в полном подчинении у жены. Его роль в семье настолько незначительна, что в течение всего бала он не произносит ни­каких слов, кроме междометий «И-хм!», «О-хм!», «У-хм!» и т. д.

Старуха Хдестова, пережиток екатерининского века, ярая крепостни­ца, своеобразный «Фамусов в юбке», уверенно держится в обществе, смело высказывает свои суждения, зная, что ей никто не смеет возражать. Она всеми силами старается защищать «.прошедшего житья подлейшие чер­ты», выступая против образования и всего нового, что может изменить установившийся порядок.

Персонаж, без которого галерея типов фамусовской Москвы, представ­ленная на балу у Фамусова, была бы неполной, - это Загорецкий, «отъяв­ленный мошенник, плут». Все знают об этом, но тем не менее его всюду принимают, так как «мастер услужить». Он учтиво предлагает Софье билет на спектакль, поддакивает всем, во всем соглашается с окружаю­щими.

Чацкий умудряется вызвать неприязнь и раздражение у всех гостей, присутствующих на балу, своими едкими замечаниями и резкими выска­зываниями в адрес членов фамусовского общества, чем приближает куль­минацию и развязку общественного конфликта, столкновения «века ны­нешнего» с «веком минувшим».

Так, он успевает наговорить колкостей графине-внучке, сидящей «в девках целый век».

Согласие, единство, сплоченность - важная характеристика московс­кого общества.. Это единство проявляется и в том, как это общество вос­приняло Чацкого и его речи. Столь же единодушна была фамусовская Москва и в распространении сплетни о сумасшествии главного героя, в том, как быстро эта сплетня разнеслась благодаря господам П. и N.. не имеющим даже полного имени.

Сплетня объединила всех героев комедии. Слух о сумасшествии Чац­кого явился для фамусовского мира единственным оружием против сме­лых речей Чацкого, единственным выходом из создавшейся ситуации. Московский «свет» таким образом выразил свое отношение к поведению героя, расценив его как социальное безумие. Фамусов — идеолог этого об­щества — говорит:

 

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

 

По тому, как быстро распространилась сплетня, можно судить о ха­рактерах людей, населяющих это общество. Сам Чацкий, услышав разго­вор Хлестовой и Репетилова, узнает о сути разносимой сплетни. Он даже дает оценку так называемому «механизму» ее распространения:

 

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют...

 

Софья, пустившая слух, не видит в этом ничего предосудительного:

 

Хочу - люблю, хочу - скажу.

 

Молчалив к сплетням относится негативно:

 

Ах! Злые языки страшнее пистолета.

 

Маленький чиновник знает, что сплетня может в один миг уничто­жить человека или же помочь сделать карьеру.

Сплетня служит средством раскрытия характеров не только главных персонажей, но и второстепенных. Так, Платон Михайлович сначала не верит тому, что Чацкий «сошел с ума», но вынужден признать это, когда узнает, что так думают все.

Загорецкий уводит разговор, связанный со сплетней, в сторону немыс­лимых предположений. Он говорит о том, чего не могло быть:

 

Его в безумные упрятал дядя-плут...

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили...

 

Старуха Хлестова согласна с Фамусовым и считает, что можно сойти с ума от «пансионов, школ, лицеев», выступая тем самым против образо­вания, видя в нем причину распространения свободомыслия. Дойдя до графини-бабушки, сплетня приобретает уже форму гротеска:

 

Что? к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?..

 

Итак, сплетня объединила общественный и любовный конфликты. А финал для самого Чацкого трагичен. Ему было тяжело узнать, что слух о его сумасшествии был пущен Софьей, в которую он влюблен.

Общественный конфликт достигает кульминации в монологе Чацкого о французике из Бордо «В той комнате незначащая встреча». Все гости отвернулись от героя и не обращают на него ни малейшего внимания: «все в вальсе кружатся с величайшим усердием... Старики разбрелись к карточным столам». Герой одинок среди толпы людей.

Итак, сцена бала играет важную роль в комедии «Горе от ума» Грибо­едова. Здесь происходит кульминация общественного и любовного конф­ликтов. Сцена бала приближает и развязку. Кроме того, на балу перед зрителем проходит галерея типов московского барства первой четверти XIX века.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.