Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Социально-исторические корни драмы Чацкого


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В моей комедии 25 глупцов на

одного здравомыслящего человека...

А. С. Грибоедов

 

В комедии «Горе от ума» отражен основной социально-ис­торический конфликт — борьба двух мировоззрений, двух идеологий, двух поколений. Это борьба нового — зарождаю­щегося и развивающегося со старым — отживающим и тор­мозящим движение вперед. Это острее всего выражается в столкновении между молодыми представителями новой жизни и воинствующими охранителями старых, реакцион­ных устоев. Такое понимание процессов, происходящих в стране, навеяно Отечественной войной 1812 года. Известно, что декабрист И. Якушкин утверждал, что эта освободитель­ная война русского народа позволила передовой дворянской молодежи уйти на сто лет вперед от стариков, восхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед, и отноше­ния между ними обострились до крайности.

Драматическое столкновение свободолюбивого и умного героя с косной средой реакционеров и мракобесов составляет основу комедии Грибоедова.

Драма Чацкого имеет глубокие социально-исторические корни, отражая те процессы, которые действительно проис­ходили в русском обществе в двадцатых годах прошлого сто­летия. Герой Грибоедова воспитывался на идеях и идеалах своего века Просвещения и верил в то, что разум и гуманные чувства способны преобразить мир. Видимо, этим объясняет­ся его пылкая несдержанность в речах, проповеднический пафос его монологов. Но, увы, в доме Фамусова он никогда не мог встретить понимания. Ему суждено остаться неуслы­шанным либо непонятым, как бы он этого ни не хотел.

Несомненно, в образе главного героя запечатлелись мно­гие характерные черты поколения декабристов. И то, что поэма вышла в свет буквально в преддверии восстания на Сенатской площади, со многими участниками которого автор был лично знаком, только подтверждает единство устремле­ний Чацкого и живых героев той эпохи.

Декабристы, так же как и герой комедии Грибоедова, были обречены на поражение. И было это поражение гораздо трагичнее, чем предполагал Грибоедов, создавая теоретичес­кий конфликт между новым и старым миром.

Поражение Чацкого было обусловлено также неизменны­ми законами развития человеческого общества на пути к про­грессу: те, кто первыми начинают эту борьбу, обречены на жертвенность — так устроен мир людей.

Социальная среда, которая могла бы поддержать Чацкого, в России к тому времени еще не сформировалась. Гончаров, посвятивший анализу комедии статью «Мильон терзаний», писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин».

Я считаю, что все же Чацкий, несмотря на свое поражение в борьбе со старым миром, заслуживает высокого граждан­ского звания — Воин. Собственно, его личная человеческая драма «неуслышанного» не заслоняет социально-историчес­кого значения его благородного поступка. Значение его идей для будущего и есть победа и торжество Чацкого над темными силами старого мира.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.