Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» явилась новатор­ским произведением в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои делились на поло­жительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозноси­лись и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными. У Грибоедова мы находим совсем другое построение системы персонажей: герои делятся на представителей «века нынеш­него» и «века минувшего», первых несоизмеримо меньше (фактически один Чацкий). Главный герой нередко оказыва­ется смешон, а Фамусов, один из основных представителей «века минувшего», предстает перед читателем заботливым отцом и в принципе добродушным человеком. Образы, создан­ные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, нехарактерны для классицистической комедии; нетрадиционен и конфликт пьесы.

Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повыше­ний по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. Чацкий обраща­ется со своими возмущенными монологами к Софье, Молча-лину, наконец ко всем гостям на балу («В той комнате незна­чащая встреча»). Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фаму­совым. Завязкой этого внешнего конфликта можно считать приезд Чацкого в дом Фамусова, развитием — споры и моно­логи героев («А судьи кто?», «Вот то-то, все вы гордецы!»), нарастающее непонимание и отчужденность. Кульмина­ция — бал, точнее признание Чацкого безумным, эта сцена — апогей неприятия и непонимания одним «лагерем» идей и воззрений другого. Неспособное задуматься и объяснить для себя поведение Чацкого, фамусовское общество находит наи­более легкий способ — признать его безумным. Развязка — отъезд Чацкого из Москвы. В целом конфликт в комедии разрешен, только остается непонятно, кто же все-таки побе­дил: Чацкий с новыми идеями, за которыми, очевидно, буду­щее, или дворянское общество, многочисленностью и тупой убежденностью в своей правоте вынудившее его бежать. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии от­ношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского обще­ства, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет.

Другой не менее важный конфликт — личный: по-преж­нему влюбленный Чацкий и изменившаяся за время его от­сутствия, полюбившая Молчалина Софья. Три года странст­вий не охладили чувство Чацкого, и, вернувшись, он надеется на взаимность. Однако Софья встречает его по-светски радуш­но, а когда он насмешливо отзывается о Молчалине, тон ее становится холодным и оскорбленным. Вероятно, первое упо­минание Чацкого о Молчалине и есть завязка этого конфлик­та, заключающегося в том, что Софья пытается скрыть свои отношения с секретарем отца и одновременно уязвить Чацко­го, а тот в свою очередь силится разгадать тайну возлюблен­ной и вернуть прежнюю Софью, которая была ему близка. Между тем Софья, неординарная и нетипичная для москов­ского общества девушка, — единственная, кто противостоит Чацкому в спорах на равных. Даже Фамусов затыкает уши и отстреливается общими положениями своей морали; лишь у Софьи хватает остроумия и такта, чтобы отвечать Чацкому четко, внятно и едко. Их отношения становятся более и более напряженными, Софья говорит о своем бывшем друге: «Не человек — змея!», Чацкий теряется в догадках, пока наконец в кульминационной для этого конфликта сцене объяснения Молчалина с Лизой и потом с Софьей не узнает правду. Из­вестие о связи Софьи и Молчалина становится настоящим ударом, которого не может выдержать влюбленность; Чацкий осознает, что перед ним — опустившаяся московская барыш- ня, принявшая для себя «высокий идеал московских всех мужей»: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей». Развязка здесь — опять же отъезд Чацкого. Любовный кон­фликт, очевидно, разрешен и одновременно способствует раз­решению конфликта социального: ведь именно Софья из со­ображений личной мести пускает слух о сумасшествии Чац­кого и именно из-за Софьи Чацкий остается в неприятном ему доме, а затем, разочаровавшись в ней, своей последней надеж­де, уезжает.

«Горе от ума» — комедия, гениальная по типичности и яркости очерченных в ней образов, отношений, по жизнен­ности изображенных социальных противоречий в русском об­ществе 20-х годов XIX века. И. А. Гончаров писал, что Чац­кий — образ собирательный и появляется каждый раз, когда грядет смена общественных формаций, когда возникает кон­фликт между старым и новым. Такие проблемы, как отноше­ния отцов и детей, мужчины и женщины, новых веяний и устаревших форм жизни, характерны для любого общества, в том числе и современного, поэтому комедия А. С. Грибое­дова и рассмотренные в ней конфликты остаются актуальны­ми, волнуя и современного читателя и зрителя.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.