Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» как литературного произведения начала 20-х годов 19 века


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия Грибоедова «Горе от ума», бесспорно, лучшее произведение великого драматурга. Можно даже сказать, что для потомства Грибоедов навеки остался автором одного произведения. Комедия стоит «каким-то особняком», по словам Гончарова, среди ранних произведений Грибоедова, да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров. Своеобразие комедии Грибоедова в том, что эта «ге­ниальнейшая русская драма» (Блок) явилась особым, рубеж­ным произведением на стыке «века нынешнего» и «века ми­нувшего», века просветительского классицизма и нового, ре­алистического искусства. В этом состоит литературное свое­образие комедии. Но вместе с тем произведение Грибоедова — это новое слово не только в драматургии, но и воплощение нового мышления, нового понимания отношений личности и общества.

В чем же идейное и стилевое своеобразие комедии? Обра­тимся прежде всего к конфликту. На фоне традиционных классических драм, водевилей, колких комедий Шаховского конфликт комедии Грибоедова отличается психологической и философской новизной и глубиной. Несостоятельны упреки современников в том, что в «Горе от ума» был использован сюжет и конфликт пьесы Мольера «Мизантроп». Главного героя «Мизантропа» Альцеста называли литературным про­тотипом Чацкого. Но Чацкий если какими-то чертами и на­поминает Альцеста, то является все-таки живым, полно­правным персонажем, реалистическим характером, а вовсе не мизантропом. «Я... не имею таланта Мольера», — говорит Грибоедов в знаменитом письме к Катенину. Чацкий — порт­рет живого человека. «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии», — считает Грибоедов. Своеобра­зие конфликта диктует и своеобразие жанра. Бытовая коме­дия, комедия нравов, сатира — всех этих определений явно недостаточно для определения жанра «Горя от ума». При же­лании в комедии можно найти фарсовые элементы, которые в общем-то не являлись в те времена новшеством. (Например, реплики Скалозуба, княгини, явление Репетилова.) В пьесе Грибоедова все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романти­ческая драма для чтения. Чацкий не просто объект сочувст­вия автора и не просто герой-резонер, выражающий идеи Гри­боедова. Чацкий тоже смешон, смешна и Софья, и все фамусовское общество. Значит, это особая комедия, обличающая (устами Чацкого) нравы фамусовского общества, и в то же время комедия, в которой зрители смеются над своим обли­чителем. «Ум с сердцем не в ладу», — восклицает Чацкий в одну из редких минут прозрения. Чуткости и непосредственности живой жизни Чацкому явно не хватает. Недоверие к жизни мстит за себя, и развитие и личной, и общественной интриг приводит умнейшего Чацкого к катастрофе и разоча­рованию в жизни. Таким образом, мы можем назвать произ­ведение Грибоедова философской драмой, главным конфлик­том которой является конфликт между живой жизнью и на­шими отвлеченными понятиями о ней.

Рассматривая жанровое своеобразие пьесы, нельзя не об­ратиться к ее стилевым особенностям. В новаторской пьесе Грибоедова сочетаются черты классицизма и реализма. Созда­вая пьесу, Грибоедов вырабатывал особую, новую поэтику. «Я как живу, так и пишу, свободно и свободно», — говорит Гри­боедов в письме к Катенину. Даже черты классицистического стиля нашли свое своеобразное преломление. Пресловутые числовые характеристики традиционной драмы (пять актов, три единства) вроде бы выдерживаются, монологи классицис­тических резонеров остаются таковыми, амплуа, принятые в драматургии того времени, присутствуют. Но все это насыще­но каким-то новым, живым, реальным смыслом. Например, «субретка» Лиза — это реалистически изображенная крепост­ная девушка, счастливая и бойкая, полная лукавства и про­ницательности. Новаторство Грибоедова дало, например, Пушкину повод сформулировать нечто вроде закона о праве драматургического писателя самому избирать правила для своего творчества. Пушкин отстаивал, подобно Грибоедову, свободу писателя от канонов классицизма. Особо хочется от­метить реалистические характеры в пьесе Грибоедова. Это не карикатуры («карикатуры ненавижу» — письмо к Катени­ну), это живая картина нравов. А ведь в характеристике ре­алистического героя имеется и типичное, обобщенное, и кон­кретное, индивидуализированное. Это было настоящим от­крытием гениального драматурга. Возьмем, например, совер­шенно новые речевые характеристики героев. Язык, на кото­ром общаются герои комедии, способствует их индивидуали­зации и в то же время типизации. «Смесь французского с нижегородским», насыщенность разговорными элементами языка, на котором общается фамусовское общество, ярко по­казывает нам, с кем мы имеем дело. Почти книжная речь Чацкого, насыщенная остротами, резко выделяет его среди всех героев комедии. Почти звукоподражательное изображе­ние речи... светских барышень (например: «тюрлюрлю атлас­ный» Натальи Дмитриевны), четкая сухая речь Скалозуба, меткие, хлесткие слова Хлестовой, афористическое высказывание Чацкого — все это позволяет нам согласиться со слова­ми Пушкина: «...о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы». Стиху сообщается разговорный характер, не­предсказуемость живой жизни выражена в вольности ямба, переходе реплики. Ярким примером может служить сон Софьи, который она придумывает на ходу.

 

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг, и я искала

Траву

Какую-то, не вспомню наяву.

 

Итак, мы рассмотрели жанровое и стилевое своеобразие пьесы в связи с ее глубоким идейным своеобразием. Однако полемика вокруг «Горя от ума» в 20-е годы прошлого века, неоднозначная оценка современниками пьесы говорят о том, насколько новаторским был замысел Грибоедова. Не только злободневное содержание комедии волновало современников. Лучшие умы того времени догадывались о несвоевременной философской глубине ее конфликта. Комедия «переживет много эпох» и останется своеобразным, неповторимым произ­ведением и для потомков.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.