Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль третьего действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была первым реалистичес­ким произведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, так как автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, в которую они жили. Так, проблема ума и безумия, общественные проблемы, борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» существуют и в наши дни.

Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIX века в период подъема общественного движения. Он описал людей, кото­рые хотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу и подобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекали безумными.

Роль третьего действия в пьесе очень важна не только с композицион­ной точки зрения, но и как кульминация общественного конфликта -столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим». Здесь же мы мо­жем в лицах увидеть фамусовское общество.

Пришедшими на танцевальный вечер в дом Фамусова были: Скало­зуб, постоянно отпускающий плоские шутки, который, будучи представи­телем военного сословия, поставил перед собой главную цель - не защи­щать Родину, а добыть чин генерала («Мне только бы досталось в генера­лы»); Молчалин, который, являясь «безродным», но «деловым», во всем потакает Фамусову и его окружению, за что те прощают ему его незнат­ность; князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий глу­хоту единственным недостатком; Репетилов, который является как бы отражением в кривом зеркале передовой молодежи 10-20-х годов XIX столетия, а также Горичи, Хрюмины, Хлестова, господа N и В.

Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской веселья скрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найти или соста­вить выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дур­ным тоном или даже безумием.

Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию.

Представители этого общества желают жить так, как жил Максим Петрович, «вельможа в случае». Для них он является примером глубоко­го ума. Ведь он смог, казалось бы, совсем проигрышную ситуацию превра­тить в выигрышную, «упал да так, что чуть затылка не пришиб», добив­шись в результате расположения императрицы. По мнению людей фаму-совского общества, жить надо так, а не иначе.

Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя от него, объявив безумным. Для них так легче, к тому же появился повод для сплетни, которая, начавшись с невинного высказывания Софьи «Вот, не­хотя с ума свела», дошла до того, что окружающие решили, что главного героя надо опасаться как социального безумца. Теперь можно не обра­щать внимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачем слушать умалишенного?

А ни о чем не подозревавший Чацкий продолжает рассуждать о на­сущных жизненных проблемах. Центральным в третьем действии явля­ется монолог главного героя о «французике из Бордо». В нем он обличает русское общество, которое во всем старается подражать иностранному. Оно преклоняется перед приезжими из Европы, которые у себя на родине считаются обычными людьми и ничего особенного из себя не представля­ют, в России же они чуть ли не боги. Чацкий поражается, насколько дворянское общество отдалилось от народа. Он призывает не копировать иностранцев, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев». Из европейской культуры можно позаимствовать са­мое важное и нужное, но не все подряд. По мнению Чацкого, было бы лучше «хоть у китайцев бы... несколько занять премудрого у них незна­нья иноземцев*. Но фамусовское общество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение «мадам и мадемуазель», чем «сударыня».

Во всей пьесе и непосредственно в третьем действии присутствует мотив глухоты. Люди не хотят слушать Чацкого, им гораздо более по душе вести беседу с «французиком из Бордо». Само сознание того, что он иностранец, вселяет уверенность в его незаурядный ум, уверенность в то, что его стоит послушать, хотя на самом деле у него «пять, шесть найдет­ся мыслей здравых и он осмелится их гласно объявлять».

Читая комедию Грибоедова «Горе от ума», мы можем увидеть всю бедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московского дворянс­кого общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность, не­смотря на некоторую образованность.

Большинство представителей этого общества смотрят на жизнь, по­стоянно оборачиваясь назад. Они не хотят заглянуть в будущее, им го­раздо более по душе жить прошлым.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.