Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Ум и дела твои бессмертны в памяти русской.

Н. Чавчавадзе

 

Малый театр. Гаснет свет. На сцене Виталий Соломин в роли Чацкого. Зал полон. В антракте горячо обсуждаются проблемы, поднятые А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума». Девятнадцатый век, а сейчас кончается двадцатый. Но и сегодня «Молчаливы блаженствуют на свете », а у Чац­ких «горе от ума». Почему же бессмертна комедия? Почему пороки не изжиты? Почему и сейчас лучшие умы России готовы воскликнуть: «Карету мне, карету!»? Спектакль окон­чен, но в памяти еще долго звучат обличительные речи Чац­кого, блистательные афоризмы и вспоминаются уроки лите­ратуры, на которых мы решали проблемы: «Сломлен ли Чац­кий?», «Чем опасны Молчалины?», «В чем загадка Софьи?». Вспоминаются слова Пушкина: «О стихах я не говорю: поло­вина из них войдет в пословицы».

В небольшой по объему пьесе, где изображен всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы современности: о воспита­нии и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о преклонении перед всем иностранным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борь­бу двух жизненных укладов, столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Грибоедов живо нарисовал в своей ко­медии фамусовскую Москву, негодующе описал пороки обще­ства, столпами которого являются Скалозубы, Хлестовы, Ту-гоуховские и Марьи Алексеевны. В доме Фамусова отношения построены на лжи и лицемерии. Софья искусно прячет от отца свой роман с Молчаливым. Фамусов скрыто ухаживает за Лизой. Основные их занятия — «обеды, ужины и танцы». В дом, где все пороки завуалированы показной добродетелью, Чацкий врывается вихрем:

 

Я сорок пять часов, глаз мигом не пршцуря,

Верст больше седьмисот пронесся, — ветер, буря;

И растерялся весь, и падал сколько раз —

И вот за подвиги награда!

 

Личное и общественное слиты в истории героев, в разви­тии сюжета «Горе от ума». Смешные, уродливые явления жизни вызывают у автора осуждение, ошибки любимого героя — сожаление, незримое присутствие автора помогает нам правильно понять и осмыслить суть столкновения героев.

Комедия интересна именно тем, что судьба героев — это часть большой жизни. Конфликт между Чацким и его про­тивниками — это выражение борьбы между толпой и герои­ческой личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна.

Близкий автору герой любит, негодует, сомневается, спо­рит, терпит поражение, но остается непобежденным. Наобо­рот, отрицательные герои как будто одерживают верх: они остались, Чацкий уехал «вон из Москвы». Но разве не чувст­вуется за этой внешней победой страх перед неминуемым по­ражением в схватке с десятками Чацких:

 

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

 

Фигура Чацкого — центральная в пьесе, к его речам зри­тель прислушивается с особенным вниманием. Ведь он гово­рит то, что автор пьесы хочет сказать своим слушателям. Не случайно Чацкий так наблюдателен и хорошо понимает людей. Возвратившись из дальних странствий, наш герой видит, что в дворянской Москве мало что изменилось:

 

Дома новы, да предрассудки стары...

 

Чацкий возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. «По сей день везде, где требу­ется обновление, — по словам Гончарова, — возникает тень.

Чацкого». А я думаю о сегодняшней Москве, о сегодняшней России... Как никогда нам нужно это обновление, нам нужны люди, способные трезво и независимо мыслить, люди, кото­рые видят пороки и противоречия современного общества и хотят бороться с ними. Это современные Чацкие.

А Чацкий Грибоедова — небогатый дворянин, отказав­шийся от службы. Почему же он «не служит и в том пользы не находит?». Он так отвечает на этот вопрос: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, ане лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком:

 

Но есть ли в нем та страсть, то чувство?

пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были всем,

И всем его делам Душою — вы, вам угожденье?..

Сам это чувствую...

 

Личная драма героя, страстность заставляют его с негодо­ванием выступать против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привлекает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок», не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова. Ведь как прав был И. А. Гончаров, когда писал в статье «Мильон терзаний», что фигура Чацкого никогда не состарится, ибо «при резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым»...

При каждой схватке нового со старым вспоминаются бес­смертные герои комедии Грибоедова. Она заставляет размыш­лять нас о том, как правильно жить: вмешиваться ли в реше­ние общественных вопросов, терзаться ли общим горем и не­справедливостью — или «не сметь свое суждение иметь». Раз­виваться, расти — или «твердить одну и ту же песнь»? Как относиться к своему народу, к России? Для меня современный Чацкий воплощен в личности Дмитрия Холодова, борца за правду в наше сложное время. Его решительность, бескомпро­миссность заставили многих высокопоставленных чиновни­ков усомниться в своей безнаказанности. Такие люди, как герой Грибоедова, появляются там, где необходимо нравст­венное очищение общества, где идет борьба с бюрократами и подлецами, равнодушными к судьбе отечества.

Образ Чацкого останется актуальным до тех пор, пока не переведутся вокруг нас Фамусовы, Молчалины, Скалозубы... Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, а фигура Чацкого никогда не состарится, потому что понимать жизнь, как Чацкий, — это счастье, трудное и красивое счастье чело­века, который не может жить спокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось в наши дни. Современные Чацкие не мирятся с несправедливостью, с бесчестием, с безразличи­ем, зовут к милосердию, предупреждают об опасности времен­щиков в любом деле, стараются сохранить национальную культуру. Они тревожат память, волнуют душу.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.