Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - один из выдающихся об­разцов русской драматургии первой четверти XIX века. Комедия создава­лась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, «взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену». Этим и обусловлено новаторство Грибоедова - в его комедии ведущим принци­пом изображения жизни является реалистический.

Боевое революционное содержание, острота идей, злободневность обра­зов обусловили высокую политическую действенность комедии. Глубокая идейная связь с передовым движением эпохи позволила писателю под­нять в своем произведении самые острые политические вопросы времени.

В комедии нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 года. Это была эпоха зарождения и развертывания декабрис­тского движения.

«Горе от ума» является общественно-политической комедией, хотя в основе пьесы находится любовный конфликт, который с развитием дей­ствия отходит на второй план, а на первый выступает общественный конфликт - столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

Первый представлен в комедии в образе Чацкого, последний - в обра­зах Фамусова, Молчалина, Скалозуба и многих других «московских». При этом все персонажи пьесы - типичные характеры. Отличительные черты представителей московского общества воплотились в образах комедии столь ярко, что И. А. Гончаров сравнивает их с колодой карт. Например, Чацкий - это типичный передозой дворянин, который оторвался от своей сословной среды и, как «другчеловечества», гневно обличает пороки обще­ства: крепостничество, чинопочитание, кумовство, засилие иностранцев и многое другое. Одним из главных оппонентов Чацкого является Молча-лин, типичный маленький чиновник, мечтающий добиться определенного положения в обществе. Он хочет стать таким же, как и его патрон Фаму­сов. Молчалин крепко усвоил заповеди отца - «угождать всем людям без изъятья», а также «не должно сметь свое суждение иметь».

Образы «Горя от ума» лишены схематичности, что было присуще героям классицистических пьес; они выпуклы и многогранны, сочетают в себе как положительные, так и отрицательные черты. Так, Чацкий - страстная и эмоциональная натура - из-за своей пылкой непосредственности иногда по­падает в смешное, а то и глупое положение. Например, на середине очередно­го монолога он замечает, что все кружатся в вальсе «с величайшим усерди­ем». Образ же Молчалина не исчерпывается показом только его негативных черт: подхалимства и умения «принимать виды». Он пытается завоевать расположение Лизы, горничной в доме Фамусова, путем подкупа «интереса­ми», в отдельных случаях он способен и невзначай уколоть собеседника. Так, он спрашивает Чацкого: «Вам не дались чины? По службе неудача?»

Итак, в комедии «Горе от ума» Грибоедов широко использует реалис­тический принцип при создании характеров.

Следует заметить, что и количество действующих лиц значительно превышало нормы драматургии того времени: пять — восемь персонажей. В комедии же Грибоедова «25 глупцов на одного здравомыслящего чело­века», что увеличивало масштабы сценического действия.

Кроме того, драматург ввел в свою пьесу большое количество внесценических персонажей, число которых превышало сценические. Они пред­ставляют все то же московское общество и отражают борьбу в нем двух эпох. Именно поэтому среди внесценических персонажей есть и едино­мышленники Чацкого (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, «химик и ботаник», профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи»), и представители фамусовского общества (московс­кое «тузы»Максим Петрович и Кузьма Петрович, крепостники, меняющие своих преданных слуг на собак или распродающие своих «Амуров» и «Зефиров» поодиночке, московские барыни - «судьи всему, везде, над ними нет судей» и другие).

Таким образом, внесценические персонажи способствуют расширению показа действительности в комедии, а главное - выводят ее за рамки фамусовского дома.

И Чацкому, и его главному оппоненту Фамусову достается «каждому свой «мильон терзаний»; последнему уже наверняка не стать «тузом», а Чацкий вынужден отправиться «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». На сцене безусловную победу не одерживает никто. Гри­боедов, как реалист, не мог показать победу «века нынешнего» над «ве­ком минувшим», хотя все его симпатии и симпатии зрителей на стороне первого.

Создатель «Горя от ума» явился новатором и в области языка. Прежде всего, речь персонажей комедии индивидуализирована, она является од­ним из средств раскрытия характеров. Особенно это заметно на примере речи Чацкого. Логичность и стройность его монологов, их обличительный пафос выдают в нем человека с целой системой взглядов и убеждений, со своим собственным взглядом на мир. Правильный литературный язык Чацкого свидетельствует о его образованности и начитанности, а обилие восклицательных предложений и страстность его речей доказывают, что перед нами внутренне богатая, эмоциональная и страстная натура. Речи Чацкого проникнуты высоким гражданским пафосом, это говорит о его свободомыслии, о том, что ему свойственны «души прекрасные порывы»:

 

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

 

Так страстность речей Чацкого сближает его с декабристами-романти­ками.

Как и предсказывал А. С. Пушкин, много строк комедии «вошло в пословицы и поговорки»: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» и другие.

Грибоедов заменил почтенный александрийский стих вольным ямбом, который позволял передать естественные интонации человеческой речи. Можно утверждать, что этим «Горе от ума» подготовило переход русской драматургии от стихов к прозе («Ревизор» Гоголя).

«Горе от ума» является первой реалистической общественно-бытовой комедией в русской литературе, в которой автору удалось запечатлеть типичные характеры в типичных обстоятельствах и воссоздать русскую жизнь первой четверти XIX века широко и многогранно.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.