Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Москва в лицах в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия Грибоедова является первым реалистическим произведени­ем в русской литературе. И хотя в пьесе немало элементов классицизма, таких как сохранение системы амплуа, говорящие фамилии, единство вре­мени, места и действия, мы по праву можем назвать «Горе от ума» нова­торской комедией, в которой представлены типичные образы типичных русских людей того времени, то есть первой четверти XIX века.

Грибоедов, раскрывая образы героев своей пьесы, используя диалоги и другие, на первый взгляд, незначительные детали, шаг за шагом показы­вает картину жизни Москвы начала XIX века.

Реально изображая ее жителей, их взгляды и интересы, автор воссоз­дает быт и нравы русского дворянства. С первых строк пьесы мы попада­ем в дом одного из уважаемых людей московского общества - чиновника Фамусова — и окунаемся в размеренную жизнь, наполненную никчемными событиями, важнейшие из которых - обед у Прасковьи Федоровны и кре­стины у вдовы докторши. Вспоминая давно ушедшие времена («Тогда не то, что ныне, при государыне служил Екатерине»), Фамусов боится насту­пающих перемен и пытается всячески препятствовать им («Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам»). Сталки­ваясь с Чацким, проповедником нового мышления, он наставляет его: «Именьем, брат, не управляй оплошно, а, главное, поди-тка послужи». Он пытается внушить ему свои идеи, образумить старого знакомого, напра­вить «на путь истинный», ставя в пример своего дядю Максима Петрови­ча, который хоть «на золоте едал» и у которого «сто человек к услугам», но «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Однако, видя бессмысленность своей затеи, Фамусов признает Чацкого опасным чело­веком, и с этого момента он является для него представителем другого, совершенно чуждого ему лагеря.

Мы знакомимся в комедии еще с одним представителем фамусовской Москвы - полковником Сергеем Сергеевичем Скалозубом. И хотя он раскрыт и представлен автором не так глубоко, как Фамусов или Чацкий, однако это, тем не менее, яркий представитель фамусовского общества. Его не может интересовать решительно ничего, кроме военной муштры и продвижения по службе. У него единственная цель в жизни - «Мне толь­ко бы досталось в генералы». Любые разговоры сводятся к муштре и всяческим запретам:

Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий, Там будут лишь учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий.

Как видим, Скалозуб - ярый противник просвещения, он видит в нем ненужное занятие. И хотя сам по себе полковник - человек простоватый и незлобный, но его грубость и необразованность лишают его всякой при­влекательности для читателя.

Еще одна интересная фигура в доме Фамусова - его секретарь Мол-чалин. Серая мышь, готовая «угождать всем людям без изъятья». Безропотный и безмолвный, «не смеющий своего сужденья произнесть», он обладает двумя великими талантами - «умеренностью и аккуратно­стью». Тихий и незаметный, Молчалив, являясь порождением фаму­совской Москвы, незаменим для нее. Он опасен ничуть не меньше, чем Фамусов и Скалозуб. За внешней доброжелательностью и покладисто­стью скрывается трусливый человек, готовый слепо следовать за власть имущими.

Остальные персонажи, которых мы встречаем в доме Фамусова, не менее интересны. Они создают законченную картину жизни московского общества. Это и Наталья Дмитриевна со своим «мужем-мальчиком, му­жем-слугой» Платоном Михайловичем, и княгиня Тугоуховская со свои­ми шестью дочерьми, озабоченная лишь тем, как бы выдать их замуж за приличных людей, все достоинства которых заключаются лишь в богат­стве, самодурка Хлестова с арапкой-девкой, «лгунишка, картежник, плут» Загорецкий, пустозвон и гуляка Репетилов, господа N. и В. и множество других персонажей, невидимых на сцене, но незримо присутствующих в комедии и играющих немаловажную роль в описании жизни дворянской

Москвы первой четверти 19 века, за которой утвердилось такое понятие, как «фамусовская Москва».

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.