Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Молчалин и Молчалинство. Смешон или страшен Молчалин?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Появившаяся в начале XIX века великая комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» открыла новый этап в раз­витии русской литературы. Все созданные драматургом ха­рактеры имеют не только историко-литературное, но и об­щечеловеческое значение. Одной из безусловных находок автора стал образ Молчалина. Этот персонаж вобрал в себя черты социально-психологического типа, которому, к со­жалению, суждена была долгая жизнь на Руси.

Тип Молчалина — один из самых распространенных в русской литературе. Но первая встреча с этим образом про­исходит в пьесе «Горе от ума». Заслуга автора — создание литературного типа Молчалина, который стал крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в сим­вол значительной социально-политической группы, крепко связав «молчалинство» с «фамусовщиной». Создавая ха­рактер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничь­ей морали на развитие и поведение человека. С детства ге­роя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и «на-гражденья брать и весело пожить». Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора, и находится в дружбе со мно­гими влиятельными людьми.

Позднее Д. Писарев писал: «Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», — и пошел по той дороге, кото­рая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своро­тит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от до­роги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...»

Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С.Грибоедов поднимает проблему «века нынешнего» и «века минувшего». Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь «бессловесных», которые достигнут «степеней известных» (путь Молчалина).

Молчалин стал нарицательным обозначением подлос­ти, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мел­ким чиновником, можно думать и чувствовать самостоя­тельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг «по службе неуспех», Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бес­словесный и всегда готовый к услужению, он обладает та­ким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и ак­куратностью. Есть у него и еще одно свойство — готов­ность до гроба угождать всякому, кто «кормит и поит, а иногда и чином одарит». Он, если надо, может принять и вид любовника «в угодность дочери такого человека». И уж, конечно, Молчалин на стороне «всех» в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чац­кого с Молчалиным и оформляется окончательно социаль­ное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием, Грибо­едов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правило того круга, к кото­рому он приближен. «Умеренность и аккуратность», «не сочинитель я», «в мои лета не должно сметь свое сужде­ние иметь», «ведь надобно ж зависеть от других» — вот основы молчалинского благополучия, от которых он ни­когда не отступит.

Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, «жалчайшее со­здание». Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его со­перником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчали­на, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Мол­чалин был предметом недостойным, он не заслуживал се­рьезного внимания.

При первом знакомстве, действительно, трудно опреде­лить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и за­стенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделя­ет его массой достоинств. «Герой ее романа» «и вкрадчив и умен», он «за других себя забыть готов», «уступчив, скро­мен, тих». Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чац­кий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоцени­ла. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? «Пригретый» Фамусовым, за не­сколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сде­лать неплохую карьеру: получил чин асессора и «три на-гражденья», зачислен по архивам, сумел установить нуж­ные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, «чтобы чины добыть, есть многие каналы». Молчалин не брезгует ничем:

 

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет...

 

Он свято выполняет завет отца «угождать всем людям без изъятья». Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов иг­рать роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Молчалин убежден, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь». Однако маска смиренника быстро слета­ет с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о

робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволя­ет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чац­кий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презри­тельно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совер­шенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, л ы вслед за Чацким вынуждены признать, что «Молчалины блаженствуют на свете».

А между тем уже наступало время молчалиных, эпоха молчалинства. Это время правления Николая I , время чи­нов и чиновников. И именно тогда приходит ненависть к молчаливым. Она пришла, когда выяснилось, что они-то и есть вечно молодые старички российской истории. Ведь Чацкий сошел со сцены — Молчалин остался. Онегин про­шел — Молчалин остался. Печорин погиб — Молчалин остался. Ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Молчалин же остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одо­леть — они были сильны чужой силой, их нельзя было убить презрением, так как их достоинство было в чужом авторитете. И уже в 1833 году К. А. Полевой писал: «... ос­мотритесь: вы окружены молчалиными».

Молчалиных нельзя недооценивать, потому что они не так безобидны и смешны в своем угодничестве, как это ка­жется на первый взгляд. Время показало, что Молчалин живуч и неуязвим. Может быть, страшен не столько сам герой, сколько ситуация, при которой Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, при которой выигрывают при­способленцы? В конце пьесы Молчалин разоблачен, уни­жен, испуган. Но надолго ли? Такие, как он, «возрожда­ются» быстро, и это печально. Подобные люди не раскаи­ваются, потому что не осознают глубины своего падения. Вот что страшно...

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.