Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александр Сергеевич Грибоедов реалистически изобразил в своей ко­медии «Горе от ума» жизнь России в первой четверти XIX века. Перед нами предстали живые образы русских людей того времени, показаны их взгляды, привычки, обычаи. Все они являются типичными представителя­ми своего времени и класса.

Основным конфликтом пьесы является столкновение «века нынеш­него» и «века минувшего», двух эпох русской жизни, старого, патриар­хального уклада и нового, передового, представленного в образе главного героя Александра Андреевича Чацкого.

«Век минувший» был с мастерством очерчен в образах фамусовской Москвы, то есть самого барина Павла Афанасьевича Фамусова и его окру­жения.

Фамусов - типичный московский барин со всеми характерными для того времени взглядами, манерами и образом мыслей. Единственное, пе­ред чем он преклоняется, - это чины и богатство. «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами», - харак­теризует своего барина служанка Лиза.

На службе у Фамусова процветает кумовство и протекция. Он сам заявляет об этом открыто: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки».

Идеал Фамусова— «вельможа в случае», Максим Петрович, который «в чины выводит» и «пенсии дает». Он «не то на серебре, на золоте едал, сто человек к услугам, весь в орденах, езжал-то вечно цугом». Однако при всем своем надменном нраве и «он сгибался вперегиб» перед вышестоя­щими, когда надо было подслужиться.

Фамусов предпочитает служить «лицам, а не делу» и предлагает по­ступать так же Чацкому: «Поди-ка послужи», на что тот с возмущением замечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Семейственность - еще один из идеалов, столь дорогих сердцу Фамусо­ва. Кузьма Петрович, «почтенный камергер», с «ключом, и сыну ключ умел доставить», «богат и на богатой был женат», заслуживает глубокого уважения со стороны Фамусова.

Фамусов не очень образован, и ему хорошо «спится от русских книг», в отличие от Софьи, которой нет «сна от французских книг». Но вместе с тем у Фамусова сложилось довольно трезвое отношение ко всему иност­ранному. Ценящий патриархальный уклад жизни, он клеймит Кузнецкий мост и «вечных французов», называя их «губителями карманов и сер­дец».

Бедность считается большим пороком в фамусовском обществе. Так Фамусов прямо заявляет Софье, своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара», или: «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь, будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». При этом заботливый отец проявляет поистине житейскую мудрость, за­ботясь о будущем своей дочери.

Еще большим пороком в этом обществе является ученость и образо­ванность: «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Мир интересов фамусовского общества довольно узок. Он ограничива­ется балами, ужинами, танцами, именинами. Противясь наступлению «века нынешнего», Фамусовы, молчаливы, скалозубы продолжают защищать Екатерининскую эпоху, заботясь больше всего о том, чтобы сохранить старую жизнь, самодержавно-крепостнический строй, подольше удержать «век покорности и страха».

В комедии «Горе от ума» Грибоедов изобличает моральное разложе­ние и косность московского дворянства, его бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным и полную оторван­ность от народа и всего русского. В их среде господствует смешение «язы­ков французского с нижегородским».

«Век нынешний» представлен в комедии Чацким и тем молодым поколением, от имени которого он выступает.

Чацкий - дворянин. Он имеет 300-400 крепостных душ крестьян, по­лучил обычное для дворянской молодежи воспитание и образование, а потом, как и многие молодые люди того времени, уехал «ума искать». В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубо­кая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, а не лицам, высокоразвитое чувство собственного достоин­ства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с неспра­ведливым общественным устройством. Поэтому, вернувшись из путеше­ствий и не найдя никаких перемен к лучшему, он вступает в открытый конфликт с теми людьми, к кругу которых сам принадлежал по праву своего рождения.

Чацкий выступает с резким обличением крепостного права. Он обру­шивается на тех «негодяев знатных», которые меняют своих преданных слуг на борзых собак, сгоняют на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а потом распродают их поодиночке.

Герой — истинный патриот своей родины, мечтающий приносить пользу своему Отечеству, служить своему народу. Он хочет служить «делу, а не лицам», а когда не находит такого дела, то отказывается от службы вовсе, потому что «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Как страстный патриот своей родины, Чацкий верит в прекрасное будущее своего народа. Герой комедии мечтает о времени, когда Россия воспрянет «от чужевластья мод» и «умный, бодрый наш народ хотя б по языку» не будет считать своих господ за немцев. С горькой иронией он рассказывает о французике из Бордо, который ехал в Россию «со страхом и слезами», а приехал и нашел, что «ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица» не встретил.

Так как Грибоедов в лице Чацкого хотел показать представителя Северного тайного общества, то изобразил его страстным агитатором. В комедии много монологической речи. Чацкий - прекрасный оратор: ему свойственна лексика декабристов, он часто употребляет такие слова, как «Отечество», «свобода», «свободный». Он обладает острым, критическим умом. Это говорит о том, что главный герой был не просто умным челове­ком, а вольнодумцем. Он является носителем передовых идей своего вре­мени, но, как все прогрессивные люди того времени, терпит крах от своего ума, передового разума.

Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе, показал типичных людей своего времени и класса, наделив их живыми чертами. Реализм комедии заключается в том, что победа, воп­реки симпатиям автора, оказывается на стороне фамусовского общества, стремящегося всеми силами подольше сохранить устоявшиеся поряд­ки. Чацкий вынужден бежать из Москвы. Грибоедов как бы предска­зывает политическое поражение декабристов в 1825 году на Сенатской площади.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.