Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия А. С. Грибоедова была написана в 1824 году. Автор облича­ет в ней такие пороки современности, как крепостное право, патриархаль­ность, застойность общества, невежество, чинопочитание, угодничество пе­ред вышестоящими, преклонение перед иностранным. Несмотря на то что пьеса была запрещена цензурой, она быстро разошлась в списках среди современников, что свидетельствует о том, что комедия была очень акту­альной и злободневной.

Кроме новаторства в содержании комедии, автор вносит определенные новшества и в построение пьесы. Во время царствования классицизма с его жесткими рамками и правилами драматург во многом нарушает их, используя при этом некоторые нововведения. Во-первых, сохраняя необ­ходимое для классицистических пьес единство времени и места, он отсту­пает от единства действия. В комедии присутствуют два конфликта: лю­бовный и общественный. Во-вторых, автор использует говорящие фами­лии, сохраняет типичные амплуа актеров, при этом отсутствует четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Характеры ге­роев выпуклы и многогранны, они не являются носителями какой-то од­ной определенной черты. Персонажи пьесы предстают перед нами как живые люди со своими достоинствами и недостатками. Комедия высмеи­вает не один какой-то порок, а целую общественную систему, весь уклад жизни барской Москвы первой четверти XIX века.

Называя свое произведение «сценической поэмой», Грибоедов оказал­ся прав: мы не можем утверждать что «Горе от ума» - это только коме­дия. В ней присутствуют и другие родовые начала: признаки романа, основную тему которого - образ «лишнего человека» - разовьют впослед­ствии многие писатели, а также слышны и отголоски лирического произве­дения, которые прослеживаются в монологах Чацкого. А. С. Пушкин на­зывал «Горе от ума» «высокой комедией», сравнивая ее с произведениями Шекспира и противопоставляя традиционным комедиям классицизма, так как, кроме комического, в ней присутствует и трагическое начало.

«Горе от ума» - первое реалистическое произведение русской литера­туры, построенное на смешении комических и трагических элементов.

Комедия написана вольным или, как его еще называют, разностоп­ным ямбом, что делает речь героев гибкой, пластичной и наиболее при­ближенной к разговорной речи. Кроме того, речь каждого персонажа ин­дивидуализирована. Она служит средством более полного раскрытия ха­рактера персонажей пьесы. Так, встречаются просторечия (в репликах Фамусова), галлицизмы (у представительниц женского пола) и военные термины (у Скалозуба). Пушкин сказал о языке комедии: «О стихах я не говорю, половина войдет в пословицы», — и оказался прав: «счастливые часов не наблюдают», «шел в комнату, попал в другую», «дома новы, а предрассудки стары», «минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

В характеристиках и образах героев также заключается комизм про­изведения. Если в традиционной классической комедии смешное возни­кало вследствие комических ситуаций, в которые попадали герои, то в «Горе от ума» комизм заложен в несоответствии внешнего и внутреннего мира героя, в том, какой он есть на самом деле и каким хочет казаться. 38

Скалозуб со своим невысоким интеллектом, пытающийся шутить с пре­тензией на оригинальность, выглядит просто смешно. От его шуток отда­ет военщиной: «Москва - дистанция огромного размера», «Мы с нею вме­сте не служили».

Грибоедов использует множество комических приемов для раскрытия образов своих героев. Один из них - это их поведение. Своими поступка­ми и действиями они сами ставят себя в смешное положение. Фамусов сначала заигрывает со своей служанкой Лизой, а затем характеризует себя как человека, известного «своим монашеским поведением». Княги­ня Тугоуховская посылает своего мужа пригласить Чацкого к себе, но, узнав, что он небогат и нигде не служит, кричит: «Князь, князь! Назад!». Кроме того, герои в своих речах самораскрываются, то есть речь служит средством раскрытия характера персонажа. Так, Скалозуб, мечтающий лишь о том, чтобы «досталось только в генералы», повествуя о путях повышения по службе, говорит:

 

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

 

Перед нами возникает образ военного, который добивается повыше­ния не благодаря личным качествам или проявленной в бою храбрости, а лишь за счет удачно представившегося случая.

Помимо этого Грибоедов в комедию вводит мотив глухоты, которая выступает как реальный недостаток и как мнимая болезнь. Глухота ре­альная представлена в таких ситуациях, как момент приглашения Чац­кого в дом к Тугоуховским, а также графиней-бабушкой. Глухота мни­мая занимает большое место в произведении. Ею страдают большинство персонажей комедии: Чацкий, Фамусов, Молчалив. Они слушают друг друга, но не слышат, они слышат только то, что хотят услышать и истолковы­вают слова собеседника, как им хочется. Так, Софья прямо говорит Чац­кому, что она любит Молчалина, а тот думает: «Обманщица, смеялась надо мной», - не в силах поверить в такое, прекрасно зная Молчалина. Так и разговор Фамусова и Чацкого, когда ни один из героев не слушает другого, пытаясь доказать свою правду.

Воссоздавая реальную картину жизни русского общества первой чет­верти XIX века, Грибоедов показывает власть женщин в обществе. Молча-лин советует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне, чтобы добиться по­кровительства, ведь «чиновные и должностные - все ей друзья и все род­ные». Комично выглядит и Платон Михайлович Горич, бывший некогда товарищем Чацкого, но со времени женитьбы превратившийся в безволь­ного человека, полностью подчинившегося своей жене, в послушного «мужа-мальчика, мужа-слугу», выполняющего роль игрушки при супруге. Пока­зательны в этом отношении слова Натальи Дмитриевны: «Мой муж - прелестный муж», напоминающие фразу Молчалина о шпице Хлестовой: «Ваш шпиц - прелестный шпиц».

Наконец, Грибоедов в своей комедии использует такой литературный прием, как «кривое зеркало»: автор вводит пародийного двойника Чацко­го - Репетилова, в образе которого все недостатки Чацкого показаны в преувеличенном виде. У обоих прослеживается страстное желание гово­рить, причем им все равно, слушают их или нет. Оба считают себя пред­ставителями передовой дворянской молодежи, только Чацкий считает себя по праву таковым, а Репетилов выдает желаемое за действительное. Оба героя появляются в не совсем подходящее время: Чацкий - рано утром, а Репетилов - поздно вечером. Оба с порога объясняются в любви: Чац­кий - Софье, а Репетилов - Чацкому. Оба падают на колени: Чацкий - перед Софьей, а Репетилов - перед Чацким.

Но в комедии, кроме комического, присутствует и трагический пафос, который связан, в первую очередь, с Чацким. Начало трагизма мы видим уже в названии самой пьесы, из которого следует, что ум несет человеку несчастье. В комедии показан кризис идей Просвещения, утверждается мысль, что ум не всесилен, что при помощи только передовых идей изменить общество невозможно. В реальной жизни приходится выби­рать: либо счастье, либо ум, либо подчинение большинству и спокойная жизнь, без всяких тревог и забот, либо бунтарство и изгнание. Чацкий выбрал второе, за что и поплатился. Первая причина трагедии Чацкого заключается в том, что он слеп в своей любви к Софье. Он настолько увлечен своим чувством, что не видит очевидного: Софье нужен не ум­ный, просвещенный человек, а Молчалив, из которого можно легко сде­лать «мужа-мальчика, мужа-слугу». Герой понимает это слишком по­здно. Его любовная трагедия неразрывно связана с общественной, ведь это именно она явилась причиной возникновения общественного конф­ликта, заключающегося в столкновении идей «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий не замечает очевидных вещей и «мечет бисер перед Репетиловыми». Именно передовой разум Чацкого стал причиной тра­гедии общественной и сделал ее неизбежной. Он не мог быть понят застойным, косным обществом, ибо его идеи противоречили интересам этого общества, а его обличительные речи нарушили спокойное суще­ствование московского барства, которое выставило против героя свое оружие - сплетню о его сумасшествии, объявив его социальным безум­цем, изгнало его из своей среды. И Чацкому ничего не оставалось делать, как бежать из Москвы.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» на равных переплетаются комическое и трагическое. Этим же путем пойдет русская драматургия и в дальнейшем в произведениях Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.