Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Комедия «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.

А. Грибоедов

 

Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литера­туру как автор одного произведения, но оно поистине гениаль­но. Комедия «Горе от ума» разлетелась на крылатые фразы, четверостишья, выражения, еще не успев стать общеизвест­ной. Это ли не истинное признание. Мы часто говорим: «А судьи кто?», «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног», «Ужасный век!», «Друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», не задумываясь, что это фразы из гени­альной комедии «Горе от ума».

Грибоедов не только точно и правдиво изобразил харак­теры героев первой четверти XIX века, но и подарил пре­красный кладезь мудрости, искрометного юмора, из которо­го мы черпаем более ста лет сокровища, а он все не истоща­ется. Не менее гениально создана картина жизни москов­ского барства.

В образе Павла Афанасьевича Фамусова мы видим типич­ного московского барина. Он богат, самовлюблен, вполне до­волен жизнью, где все подчинено ему, установленному им по­рядку. Так иллюзорно мыслит Фамусов. Павел Афанасьевич хлопочет день целый. По его словам:

 

«Ло должности, по службе хлопотня.

Тот пристает, другой, всем дело до меня!»

 

Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших, вмешиваться в жизнь:

 

«Ужасный век! Не знаешь что начать!

Все умудрились не по летам!

А пуще дочери, да сами добряки».

 

Он видит причину этому в чрезмерной свободе нравов и распространении образованности. Иностранцы заводят свои беспорядки, и Павел Афанасьевич громко протестует:

 

«А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов и шпилек!

И булавок,

И книжных и бисквитных лавок!»

 

Фамусов приверженец старинного образа жизни, он посто­янно вспоминает «золотой век» Екатерины, когда патриар­хальность защищала права главы семьи. В беседах с дочерью, гостями, многочисленными домочадцами Павел Афанасьевич высказывает свои взгляды на брак:

 

«Ах, матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара»,

 

говорит он Софье. Это глубокое убеждение самого Фамусова. На отношение к делу он смотрит более чем легкомысленно:

 

«А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».

 

Павел Афанасьевич считает себя вправе всех учить, всем давать наставления. Он богат, а значит считает себя хозяином жизни, дающим приют, работу, способ существовать много­численным людишкам. Он их презирает, уважая только вы­шестоящих, завидуя умению некоторых возвыситься, мгно­венно разбогатеть. Причем способы его не смущают, все хоро­шо для достижения «высокой цели», считает Павел Афанась­евич. Его идеалом является Максим Петрович:

 

«В чины выводит кто и пенсии дает!»

 

а также полковник Скалозуб:

 

«Известный человек, солидный, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный».

 

В этом обществе ценятся не душевные качества человека, о них просто никто не думает, а толстый кошелек, возмож­ность приблизиться к «кормушке», обойдя более нерастороп­ных или менее удачливых. Патриотизм, чувство долга, жела­ние служить делу, а не людям кажутся в этом обществе мыс­лями опасными, безумными, способными раскачать и разру­шить устои этого общества. Поэтому все члены фамусовского круга объединяются против Чацкого. Они видят в нем символ нового времени, перемен, которые сметут устоявшийся и устраивающий их «беспорядок», лишат этих людей источников дохода.

Фамусовское окружение сплетничает и злословит друг о друге, подсмеивается над окружающими, но оно удивительно единодушно объединяется против Чацкого, видя в нем глав­ное зло — разрушителя устоев и канонов этого общества. Оно так же боится Александра Андреевича, как и ненавидит.

Комедия актуальна и в наши дни. Борьба нового со ста­рым есть закон жизни, и пока существует эта борьба, жизнь будет двигаться вперед, трудно, болезненно, преодолевая пре­пятствия. Комедия зовет смелых и сильных вперед, в буду­щее, отметая со своего пути все старое, отжившее, косное.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.