Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» - первая русская реалистичес­кая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков совре­менного писателю общества, главную ценность для которого составляют «душ тысячки две родовых» и чин. Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который «и зблотой мешок, и метит в генералы». Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье - в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеж­дает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и с чина­ми». Отношения в этом обществе складываются на основе того, насколь­ко богат человек. Так Фамусов, который с домашними груб, деспотичен, брюзглив, говоря со Скалозубом, прибавляет почтительное «-с». Что каса­ется чинов, то «чтобы их добыть, есть многие каналы». Скалозуб получил орден на шею за то, что «засел в траншею». Фамусов ставит в пример Чацкому Максима Петровича, который, чтобы достичь высокого положе­ния, «сгибался вперегиб». В этом обществе такие низкие люди, как Мол­чалин, «дойдут до степеней известных», потому что угождают «всем лю­дям без изъятая».

Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, - крепостное право. Это ужасающая социальная не­справедливость, когда «арапка-девка» да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют «на борзые три собаки», когда детей отрывают от роди­телей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги. Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнака­занно, потому что «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве». Они «грабительством богаты», ведь фактически они наживаются за счет сво­их крестьян, ничего не делая, разве что «разливаются в пирах и мото­встве».

Служба для представителей фамусовского общества - это неприятная обуза, с помощью которой можно нажиться. Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. Обычай их такой: «подписано, так с плеч долой». К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному род­ству («При мне служащие чужие очень редки», - заявляет Фамусов).

Члены фамусовского общества не признают книг: «Ив чтеньи прок-от невелик». Собственно говоря, они и не понимают смысла книг (пример тому — отзыв Загорецкого о баснях). Они считают ученость причиной появления огромного числа безумных. К числу их относятся: племян­ник княгини Тугоуховской, который «чинов не хочет знать», двоюрод­ный брат Скалозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать») и, конечно, Чацкий. Некоторые члены фа­мусовского общества даже пытаются требовать присяг, «чтоб грамоте никто не знал и не учился». А учителей презрительно называют «побро­дягами». Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь.

Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты. Так, французик из Бордо, при­ехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Россия как будто стала провинцией Франции: «такой же толк у дам, такие же наряды». Даже говорить стали в основном на французском языке, забы­вая свой родной.

Фамусовское общество чем-то напоминает паука, который затягивает в свои сети людей и вынуждает жить по своим законам. Так, например, Платон Михайлович еще в недавнем прошлом служил в полку, носился на борзом коне, не боясь ветра, теперь «здоровьем очень слаб», как счита­ет его жена. Единственное его занятие - твердить дуэт на флейте, в одино­честве. Он даже не может по своему желанию уехать в деревню: его жена слишком любит балы и приемы. Он как будто живет в неволе. Старшие с детства учат, как надо жить. Пример тому - заветы отца Молчалина. Молодое поколение начинает смотреть на мир так же, как и старшие: «Не то, чтоб новизны вводили, - никогда». Члены фамусовского общества не могут иметь собственное мнение: «Можно ль против всех!» Так Репетилов, узнав, «что это слишком гласно», соглашается с тем, что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех только то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Друг к другу же они бесчувственны. Узнав о падении Молчалина с лошади, Скалозуб интересуется только тем, «как треснулся он, грудью или в бок».

Комедия написана в 1824 году, за год до восстания декабристов. По­роки общества, показанные в комедии, отражают его состояние накануне восстания и проливают свет на причины последнего. Косное общество «века минувшего» не желает признать изменения, происходящие в мире, оно непримиримо к свободной жизни. Столкновение неизбежно...

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.