Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия «Горе от ума» появилась накануне восстания де­кабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечествен­ной войны 1812 года.

Пьеса имела огромный успех, была восторженно встрече­на всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами».

«Горе от ума» — комедия социально-политическая. В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепост­ном праве, о государственной службе, о просвещении, воспи­тании, рабском подражании и презрении ко всему националь­ному, народному.

В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим. Представителем «века нынешнего» является Чацкий, а «века минувшего» — фамусовское обще­ство.

Чацкий — выразитель идей декабристов. Он выступает против устоев фамусовского общества, против крепостного права, «Несторов негодяев знатных», «зловещих старух».

Чацкий обличает тех, кто без зазрения совести меняет своих верных слуг (и «честь и жизнь его не раз спасали») на «борзые три собаки». Он обрушивает свой гнев на того «лю­бителя» искусства, который «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке.

Чацкий обличает «век минувший», «век покорности и страха», тех, кто является идеалами фамусовского общест­ва, — Максима Петровича (который «не только на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в орденах езжал-то вечно цугом»), Кузьму Петровича («с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат»).

Представители фамусовского общества видят в службе ис­точник наживы. Например, полковник Скалозуб не стесняет­ся в выборе путей для продвижения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах своих, Вакансии как раз открыты, То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Фамусов говорит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки». У Фамусова даже такой обычай: «подписано — так с плеч долой».

Именно поэтому Чацкий, который готов служить «делу, а не лицам», отказывается от службы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусовское общество оценивает людей не по уму, а по богатству, по способности «чины добыть» и «сгибаться впере­гиб». Недаром Лиза говорит:

Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами.

Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы» и «выгод тьму по службе получил».

Фамусовщина — это косность, реакция, рутина, болото, которое поглощает все новое, передовое. Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: «Они тотчас: разбой! пожар!» Главную причину возникновения вольнодумства они видят в учении:

 

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

 

Они считают, что «уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь».

Именно поэтому фамусовское общество называет Чацкого «карбонарием», вольнодумцем, «опасным человеком», «воль­терьянцем ». Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.

Здесь больше всего боятся молвы («грех не беда, молва нехороша»).

Молчалинство — вот типичная черта этого прогнившего общества. Молчалин — воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему «угождать всем людям без изъятья».

И в этот мир, где «Молчалины блаженствуют на свете», врывается Чацкий с его тревогами, мечтами о будущем Рос­сии...

Герой Грибоедова поднимает свой голос и в защиту наци­ональной культуры. Чацкий — горячий патриот. Вернув­шись домой, он не находит ничего, кроме торжества пороков, позорного раболепия перед «французиком из Бордо». «Вос­креснем ли когда от чужевластья мод?!» — с горечью воскли­цает Чацкий.

Грибоедов рисует своего героя не побежденным, несмотря на пережитую личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель!

Комедия поразила современников не только остротой об­щественно-политических проблем, но и художественной но­визной, оригинальностью формы.

Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма, Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть отдельные черты романтизма).

Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типичес­кие образы.

Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту по­казать всю Россию, наличие двух лагерей — Фамусовых и Чацких.

Ярко раскрыл художественное своеобразие комедии Гри­боедова Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» (1871 г.). Он отмечал наличие в пьесе двух «пружин», кото­рые движут развитием действия: в первой части — это любовь Чацкого к Софье, а во второй — сплетня о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия.

Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребля­ет частичку «с», когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом «с» выражается стремление уго­дить.

Язык Чацкого — язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля.

Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов («Мы с нею вместе не служили», «За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею»).

Пушкин отмечал особенности языка «Горя от ума», под­черкивал, что половина стихов комедии «войдет в пословицы и поговорки». Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками («Счастливые часов не наблюдают», «Злые языки страшнее пистолета» и другие).

Эту особенность подчеркнул и Гончаров, говоря, что «гра­мотная масса... обратила мильон в гривенники», выучив «Горе от ума» наизусть.

Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента ее создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости.

Прошло более ста лет с тех пор, как были написаны эти слова, но комедия по-прежнему не сходит со сцен наших те­атров. Она поистине бессмертна!

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.