А.С.Грибоедов написал несколько комедий. Первые пьесы созданы им по правилам развлекательной комедии классицизма. Переделывая французские произведения, Грибоедов стремился использовать разговорную речь, афоризмы, реалистические воспроизводил быт. Так, преодолевая шаблоны легкой классицистской комедии, осваивая лучшие достижения русской и зарубежной прогрессивной сатирической драматургии, он готовился к созданию своего шедевра.
Первоначально «Горе от ума» названо автором «сценической поэмой», «драматической картиной», а окончательно комедией. В произведениях этого жанра было принято изображать и осмеивать отрицательные черты и поступки людей, общественные пороки. Однако в пьесе «Горе от ума» сильны драматические мотивы, а главный герой – лицо не комическое, а трагическое. Чацкий переживает общественную трагедию и личную драму. Таким образом, в произведении происходит органическое слияние комических, драматических и трагических тенденций. Поэтому исследователи творчества Грибоедова называют «Горе от ума» трагикомедией.
Проследим, как соединяются в пьесе разные начала. Во-первых, главный герой не является безусловно «положительным» персонажем, какими были действующие лица в комедиях эпохи классицизма: например, в «Недоросле» Д.И.Фонвизина Стародум – носитель идей просветительства, человек прямой, честный, заслуживающий полного уважения. Чацкий тоже смело и яростно обличает общественные пороки. Он, как и Стародум, выражает авторскую позицию, авторский взгляд на русское общество. Однако главный герой стал обличителем в силу обстоятельств. Он приехал в Москву, в дом старого друга отца не для того, чтобы произносить пламенные речи и бороться со злом. Причиной его чрезвычайной взволнованности стала любовь к Софье. О том, с каким нетерпением Чацкий спешил встретиться с ней, свидетельствует следующая реплика героя:
И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя.
Надежды героя на роль счастливого жениха не оправдались. К его чувству влюбленности присоединяется ревность. Чацкий в доме Фамусова все время попадает в положение неудачника. Влюбленный молодой человек перестает владеть своими эмоциями. Косное московское общество усиливает его раздражение. Герой задыхается среди:
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
Гнев человека прогрессивных убеждений соединяется с болью утраты взаимного чувства со стороны Софьи. Это вынуждает Чацкого, по меткому определению Пушкина, «метать бисер перед Репетиловыми». Поведение главного героя комично. Он напоминает Дон Кихота, тщетно идущего в бой за истину. Знаменитый монолог Чацкого во время бала заканчивается нелепой сценой. Герой комедии яростно клеймит россиян за дух подражательности, за поклонение перед всем иностранным и, наконец-то оглянувшись по сторонам, замечает, что «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Слушатели давно разошлись, а ослепленный гневом Чацкий этого даже не заметил. В финале герой снова унижен и оскорблен: узнает, что сплетней о сумасшествии он обязан Софье, что она выбрала не его, а ничтожного Молчалина.
Итак, поведение главного героя комично, но сам он при этом испытывает подлинные душевные страдания, «мильон терзаний». Чацкий – трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства.
Во-вторых, Фамусов и Молчалин тоже не являются традиционными «отрицательными» героями. Павел Афанасьевич не только московский «туз» и ярый консерватор, вызывающий осуждение. Сатирические краски в обрисовке этого героя соединены с юмористическими. Фамусов смешон, когда в одном из своих первых монологов составляет план визитов на неделю:
А может, в пятницу, а может, и в субботу
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить.
В комедии много комических положений с участием Фамусова. Наряду с ролью охранителя крепостнических устоев у него смешная и нелепая роль доверчивого отца, которого обманывает ветреная дочь. В образе Фамусова есть и трагические краски. В финале пьесы рушатся все его планы удачно «пристроить» дочь. Из-за Софьи ему грозит потеря репутации, определенного положения в обществе. Для Фамусова это настоящая беда, и поэтому он восклицает в отчаянии: «Моя судьба еще ли не плачевна?» Таким образом, Фамусов – трагикомический персонаж. Молчалину на первый взгляд отведена роль глупого и ничтожного любовника. Но чтобы преуспевать в барской Москве, нужны не ум и глубокие познания, а «умеренность и аккуратность», практицизм и умение угождать. Всеми этими качествами и обладает Молчалин. Как «двойник» Фамусова он вызывает отрицательные эмоции. Однако в доме Фамусова он попал в безвыходное положение. Эту ситуацию можно определить как трагикомическую. Ведь Молчалин оказался между двух огней: «барской любовью» дочери и неизбежным «барским гневом» отца.
В-третьих, и в характере Софьи есть положительные и отрицательные черты. Дочь Фамусова умна, наблюдательна, но пошлое окружение изменило ее. Она стала «жертвой» московских нравов высшего света. Имя «София» в переводе с греческого языка означает «мудрая». Однако в любви героини к Молчалину раскрылись не лучшие стороны ее характера. Поэтому выбор имени показывает авторскую иронию по отношению к дочери Фамусова. Эгоизм и безрассудство Софьи ставят ее в нелепое положение. Девушка настолько ослеплена своим чувством, своей ролью героини сентиментального романа, что не замечает, как приблизила к себе ничтожного подлого человека. Поведение Софьи иногда вызывает смех. Например, она чрезмерно бурно реагирует на падение Молчалина с лошади. Все произошедшее она воспринимает как настоящую трагедию. Именно истинных страданий не хватает девушке, влюбленной в посредственность. Поэтому она их сочиняет:
Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?
Софья находит в заурядном случае что-то из ряда вон выходящее. Это усиливает комизм ситуации, «снижает» образ девушки.
Сатирически обрисованы все второстепенные, кроме служанки Лизы, и эпизодические персонажи в пьесе. Эти фигуры воплощают пошлость, нравственную пустоту и уродство, лицемерие и праздность. Это толпа «мучителей» Чацкого. Они не могут ему простить ума, независимости суждений, духовного превосходства. Грибоедов не только высмеивает фамусовский мир, но и показывает, что эти жалкие и убогие люди – несчастные жертвы, у них нет ума, нет Человеческого. В какой-то степени это трагические фигуры, потому что ущербны.
Так переосмысляются сатирические характеры и комические ситуации; в противоречиях жизни Грибоедов находит скрытую трагическую сущность. Комическое в произведении соединяется с трагическим. В финале пьесы все основные персонажи напоминают героев трагедии. Софья и Чацкий испытывают сильнейшие потрясения. Их страдания дополнены «маленькими» трагедиями Молчалина и Фамусова. Молчалин ждет наказания от хозяина, а Фамусов – возмездия от злонравной княгини Марьи Алексеевны. Драматургическое новаторство Грибоедова проявилось в создании нового жанра – трагикомедии.
|