Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», написанной в 1824 году, реалистически изобразил жизнь русского общества в первой четверти XIX века. В произведении показана борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни- «века нынешнего» и «века минувшего». Каждый из лагерей отстаивает свои жизненные принципы. Это идейное столкновение было порождено эпохой, наступившей после войны 1812 года. Это было время общественного подъема. В стране появлялись тайные политические об­щества, деятельность которых была направлена против тех обществен­ных недостатков, которые, по мнению передовых людей, тормозили разви­тие России. Членами этих обществ были молодые дворяне, сердца кото­рых зажглись огнем патриотизма после славной победы в войне с Наполеоном.

Главным героем комедии Грибоедова является Александр Андреевич Чацкий - представитель передовой дворянской молодежи 10-20 годов прошлого столетия. Автор наделяет его чертами, присущими лучшей части русского общества. Он показывает его в столкновении с косным дворянс­ким обществом, живущим по старинке и не желающим никаких пере­мен. В образе Чацкого находят отражение и многие черты, присущие декабристам. Это герой-пропагандист, оратор. Свои позиции и идейные убеждения он раскрывает в монологах, страстных и вдохновенных. Так, он поднимает проблемы, актуальные не только для России первой четвер­ти XIX века, но и во все времена. Ими являются: протест против челове­ческого рабства - крепостничества, неприятие чинопочитания и низко­поклонства, лести и заискивания перед вышестоящими, преклонения пе­ред всем иностранным. Чацкий отстаивает права передового разума и идей, свободу мнений.

Автор назвал свою комедию «Горе от ума», приписав горе герою от его ума, передового разума. Но, как отмечает в своем критическом этюде «Мильон терзаний» А. И. Гончаров, «Чацкий не только умнее всех про­чих лиц комедии, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остро­умием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен». Гор­ничная Лиза характеризует его так: «Чувствителен, и весел, и остер».

Чацкий выделяется среди представителей московского дворянства, показанного в комедии. Его ум состоит прежде всего в том, что он ярост­но обличает порядки, царящие в застывшем в своем развитии обществе. Ум героя замечателен именно тем, что он вносит нечто новое в это обще­ство. Он не может удовлетвориться тем, чем удовлетворяется заурядный человек. Чацкий знаменует собой появление той дворянской молодежи, которая стала выступать, по мнению Пушкина, «как одиночка-застрель­щик, пользующийся тирадами осуждения».

Герой знает, за что и против чего он воюет. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим «законы, совесть, веру»: «Послушай, ври, да знай же меру!»

Чацкий требует службы «делу, а не лицам»: «Служить бы рад, при­служиваться тошно». Он не смешивает веселья или дурачества с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы «мучите­лей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков». Он отказывается преклоняться перед их авторитетами, которые «пред всеми знали почет», в «чины выводили и пенсии давали», но «когда же надо было подслу­житься», и они «сгибались вперегиб».

Чацкий не приемлет тех отвратительных нравов, «где разливаются в пирах и мотовстве и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», где «зажимают рты обеды, ужины и танцы». Свои позиции он открыто демонстрирует в монологах, а косное общество, напуганное его речами, выставляет против него свое оружие — клевету. В третьем действии, являющемся кульминацией общественного конфликта в комедии, фамусовское общество объявляет его сумасшедшим, социальным безумцем. Но герой переживает крах не только своих убеждений, но и крушение личного счастья, а причиной этого является Софья, дочь Фаму­сова, неосторожно сказавшая: «Вот нехотя с ума свела». В основе сплет­ни лежит каламбур. Безумие любовное становится безумием социальным: Безумным вы меня прославили все хором, Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

Тема мнимого безумия героя связана с мотивом заточения и тюрьмы. Сначала Чацкому предназначается дом умалишенных («Схватили, в жел­тый дом, и на цепь посадили»). Слова Загорецкого подхватывает графи­ня-бабушка: «В тюрьму-та, князь, кто Чацкого схватил?»

Таким образом общество, привыкшее жить по давно заведенным порядкам, чтящее патриархальные устои, боящееся всяких перемен, кото­рые могут нарушить их спокойное, беспечное существование, расправляет­ся с умным человеком, посмевшим открыто выступить против обществен­ных пороков и недостатков. Оно расправляется с ним, выбрав оружием сплетню. Это все, что фамусовское общество могло противопоставить об­личительным речам героя.

Чацкий является типичным представителем своего времени, судьба которого оказалась столь плачевной в условиях общественной жизни России 10-20-х годов XIX века.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.