Написав первую реалистическую комедию «Горе от ума», А. С. Грибоедов явился новатором в этом жанре. До него писатели не ставили специальной задачи высмеять Москву и ее обитателей. В пьесе же Грибоедова московское, или, по-другому, фамусовское общество играет главенствующую роль.
Автор взял прототипы людей, которых он знал и которые жили в Москве в то время, и перенес их в свою комедию, дав им другие, подчас говорящие фамилии: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Репетилов и другие. Но их типы и характеры остались. Герои разъезжают по балам, играют в карты, танцуют, веселятся и сплетничают, то есть ведут праздную жизнь. Они ненавидят просвещение, потому что боятся образованной молодежи. Все они служат только для того, чтобы заработать побольше чинов и «знаков отличья». В их среде главенствуют мундир и звание, а человек ценится по богатству и количеству крепостных душ. И эта картина показана так ярко, четко и живо, что для нас дом Фамусова со всеми его обитателями и гостями олицетворяет Москву 10-20-х годов XIX столетия в миниатюре.
Нарушая классицистическое правило трех единств, автор выводит действие пьесы за рамки дома Фамусова с помощью внесценических персонажей. Это помогает показать «картину нравов» грибоедовской Москвы в полном объеме. Они дополняют и расширяют ее.
Большинство внесценических персонажей представлены «веком минувшим». Чаще всего это князья и княгини, которые почитаются за образец и высоко ценятся в среде фамусовского общества. Для Павла Афанасьевича Фамусова таким образцом для подражания являются Кузьма Петрович («почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить...») и Максим Петрович:
Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.
Эти «тузы» всеми почитаемы и уважаемы в Москве за свои «заслуги».
Идеалом Молчалива, всего-навсего бедного секретаря Фамусова, является Татьяна Юрьевна, которая «балы дает нельзя богаче». Узнав, что Чацкий не знаком с ней, он ошарашен, ведь она «известная, — притом чиновные и должностные - все ей друзья и все родные». Потом Фома Фомич, который «при трех министрах был начальник отделенья». Молчалин восхищается его слогом только потому, что все им восхищаются, «ведь надобно ж зависеть от других». И сюда же относятся эти Дрянские, Хворовы, Варланские, Скачковы, которые давно уже знают о безумии Чацкого. Это, видимо, известные фамилии, которые имеют вес в обществе и на которых все ориентируются. Это «судьи» московского общества.
Также «век минувший» в комедии представляют внесценические помещики-крепостники: «Нестор негодяев знатных», выменявший своих преданных слуг на «борзые три собаки», помещик-театрал, который согнал на крепостной балет «от матерей, отцов отторженаых детей», а потом распродал их поодиночке за неуплату долгов.
В комедии созданы также пародии на членов тайного союза: Воркулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч. Уже по одним их фамилиям можно догадаться, что они из себя представляют. Но Репетилов с огромным азартом рекомендует их Чацкому.
«Век нынешний» также представлен в комедии внесценическими персонажами. Это двоюродный брат Скалозуба, который «крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать».. Фамусов и Скалозуб критикуют его и без устали твердят одно и то же: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина». Далее — племянник княгини Тугоуховской, который «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор». А также среди внесценических персонажей «века нынешнего» - вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий, употребляя местоимение «мы»: «Где, укажите нам, отечества отцы...»
Все эти, казалось бы, неприметные и ненужные персонажи дополняют картину московского общества, делают ее ярче, красочнее.
В комедии «Горе от ума» присутствует вся Москва, со всеми ее достоинствами и недостатками, с ее великолепием и пышностью балов, обедов, ужинов и танцев, но в то же время с ее непросвещенностью, преклонением перед всем иностранным, боязнью всего нового. Введение такого количества внесценических персонажей подчеркивает типичность сценических и помогает сделать изображение «картины нравов» Москвы 10—20-х годов XIX века более полным.
|