Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Грибоедова А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: "Горе от ума" как политическая комедия


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия "Горе от ума" — одна из подлинно реалистиче­ских комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспри­нимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персона­жем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие "про­шедшего житья подлейшие черты", заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал эле­менты комедии. Это — наличие любовной интриги, саркасти­ческое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

"Горе от ума" — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того време­ни: о государственной службе, о крепостном праве, о просве­щении, о воспитании, о рабском подражании всему иностран­ному. Реализм "Горя от ума" выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Пер­сонален "Горя от ума" не карикатуры, а точные подобия жи­вых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и мо­нологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее умай здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противо­стоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем "фамусовским". Фамусов — типичный московский барин на­чала XIX века с характерной смесью самодурства и патриар­хальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновниче­ство, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество. Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал вы­годную карьеру; при этом для него неважно, какими средства­ми это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к про­славлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика.

В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его соз­дал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного чело­века. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невеже­ство отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, кото­рый характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его пре­ступен. Он основан на военных потерях в армии: "Иные, смот­ришь, перебиты". Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. "Моло­дые" либеральные идеи дают возможность этой части дво­рянства "пошуметь" в клубе. Свою деятельность они при­крывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное дви­жение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принад­лежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажет­ся ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодни­чает, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важ­ная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех Фамусовых и хлестовых. "Лгунишка он, картежник, вор... /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить..." — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А судьи кто?" звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесче­стье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненави­дит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и вы­смеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.

Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей ста­рой эпохи.

Комедия "Горе от ума" произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет "начинать новый век".

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.