Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «На дне»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Драматургия — древнейший жанр литературы. Она привле­кает к себе внимание людей прежде всего своей наглядностью. Действие разворачивается перед глазами зрителей, они наблю­дают динамику сюжета, являясь участниками событий. Книга не может дать той полноты ощущений, которую мы получаем в театре. Для авторов и критиков же зал является эксперимен­тальной мастерской, в которой, наблюдая за реакцией публи­ки, можно судить о достоинствах и недостатках, об актуально­сти пьесы. Хотя мы знаем много примеров того, как прекрас­ные драматические произведения, терпящие провалы на пре­мьерах, обретали впоследствии долгую сценическую жизнь.

Пьесы Горького сразу и безоговорочно принимались публи­кой с восторгом. Его драматические произведения: «Мещане», «Дачники», «На дне» не сходят со сцен русских театров. Горь­кий является величайшим драматургом двадцатого столетия.

Чем же объясняется такой успех его произведений у зри­телей? Наверное, своей глубокой гуманистической идеей — ве­рой в существование на Земле счастья, добрых и честных людей, горячих сердец, рвущихся к борьбе с окружающей не­справедливостью. Горький писал о том, что видел вокруг: о нищете, пьянстве, жестокости нравов. Повествование велось без малейших прикрас.

Венцом творения Горького-драматурга является пьеса «На дне». Босячество, изображенное в его произведении, было крупным социальным явлением рубежа девятнадцатого-двадцатого веков. Но тем не менее ни один писатель не обращался к трагедии жизни этого слоя русского общества.

Автор начал писать пьесу в Нижнем Новгороде, где, по наблюдению современника Горького, Розова, находилось луч­шее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей... Этим объясняется реалистичность персонажей, их полное сходство с «оригиналами».

Алексей Максимович Горький исследует душу и характе­ры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситу­ациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на «дно» жизни. Автор пытается доказать, что ночлеж­ники — обычные люди: они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное — мыслят.

По жанру пьесу «На дне» можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что «нечего ждать... Я ничего не жду! Все уже... было! Прошло — кончено!..» Или Бубнов: «Вот я — выпил и — рад!»

Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он — рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза «Человек — это звучит гор­до!» стала крылатой.

Но Сатин этими рассуждениями оправдывает свое положе­ние. Он является своеобразным идеологом «дна», обосновывая его существование. Сатин проповедует презрение к нравствен­ным ценностям: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести...» Зрителей поражает картежник и шулер, который рассуждает о правде, о справедли­вости, несовершенстве мира, в котором сам является изгоем.

Но все эти философские «искания» героя — лишь словес­ная дуэль с его антиподом по мировоззрению, с Лукой. Трез­вый, порой жестокий реализм Сатина сталкивается с мягкими и покладистыми речами странника. Лука наполняет ночлеж­ников мечтами, призывает их к терпению. В этом отношении он истинно русский человек, готовый к состраданию и покорно­сти. Такой тип глубоко любим самим Горьким. Лука не полу­чает никакой выгоды от того, что дарит людям надежду, ника­кой корысти в этом нет. Это — потребность его души. Исследо­ватель творчества Максима Горького И. Нович так высказался о Луке: «...он утешает не от любви к этой жизни и веры в то, что она — добро, а из капитуляции перед злом, примирения с ним». Например, Лука уверяет Анну, что женщина должна терпеть побои мужа: «Потерпи еще! Все, милая, терпят».

Неожиданно появившись, так же внезапно Лука и исчеза­ет, приоткрыв в каждом жителе ночлежки его возможности. Герои задумались о жизни, несправедливости, своей безысход­ной судьбе.

Только Бубнов и Сатин примирились со своим положени­ем ночлежников. Бубнов отличается от Сатина тем, что счита­ет человека никчемнейшим существом, а значит, достойным грязной жизни: «Люди все живут... как щепки по реке плы­вут... строят дом... щепки прочь...»

Горький показывает, что в озлобленном и жестоком мире ос­таться в живых могут только люди, крепко стоящие на ногах, осознающие свое положение, не гнушающиеся ничем. Беззащит­ные же ночлежники: Барон, живущий прошлым, Настя, подме­няющая жизнь фантазиями,— гибнут в этом мире. Умирает Ан­на, накладывает на себя руки Актер. Он вдруг осознает несбы­точность своей мечты, нереальность ее осуществления. Васька Пепел, мечтающий о светлой жизни, попадает в тюрьму.

Лука, независимо от своей воли, становится виновником гибели этих вовсе не плохих людей: обитателям ночлежки нужны не обещания, а. конкретные действия, на которые Лука не способен. Он исчезает, скорее бежит, доказывая этим несо­стоятельность своей теории, победу разума над мечтой: «Тако исчезают грешники от лица праведных!»

Но Сатин, как и Лука, в неменьшей степени является ви­новником гибели Актера. Ведь разбивая мечту о лечебнице для алкоголиков, Сатин рвет последние нити надежды Акте­ра, связывающие его с жизнью.

Горький хочет показать, что, опираясь только на свои си­лы, человек может выбраться со «дна»: «Человек все может... лишь бы захотел». Но таких сильных характеров, стремящих­ся «на волю», в пьесе нет.

В произведении мы видим трагедию отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На «дне» люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички: Кривой Зоб, Тата­рин, Актер.

Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведения? Неужели он признает всю ничтожность челове­ка, низменность его интересов? Нет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он — единст­венный обитатель «дна», имеющий реальные шансы на возрож­дение. Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает ос­тальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке. Оказы­вается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Са­тин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели.

Создавая реалистические персонажи, Горький подчерки­вает бытовые детали, выступая гениальным художником. Уг­рюмое, грубое и примитивное существование наполняет пьесу чем-то зловещим, давящим, усиливая ощущение ирреально­сти происходящего. Ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрите­лю ад, в котором гибнут люди.

Ужас вызывает сцена, когда умирающая Анна разговари­вает с Лукой. Эта ее последняя беседа является как бы испо­ведью. Но разговор прерывают крики пьяных картежников, угрюмая тюремная песня. Становится странным осознание бренности человеческой жизни, пренебрежение к ней, ведь да­же в смертный час Анне не дают покоя.

Авторские ремарки помогают нам полнее представить геро­ев пьесы. Краткие и четкие, они содержат в себе описание геро­ев, помогают открыть нам некоторые стороны их характеров. Кроме того, во введенной в полотно повествования тюремной песне угадывается новый, скрытый смысл. Строки: «Мне и хо­чется на волю, да, эх!.. Цепь порвать я не могу...», показывают, что «дно» цепко держит своих обитателей, и ночлежники не могут вырваться из его объятий, как бы ни старались.

Пьеса закончена, но на главные вопросы: в чем правда жизни и к чему должен стремиться человек, Горький не дает однозначного ответа, предоставляя решить это нам. Заключи­тельная фраза Сатина: «Эх... испортил песню... дурак» — мно­гозначна и заставляет задуматься. Кто дурак? Повесившийся Актер или Барон, принесший об этом весть?

Идет время, меняются люди, но, к сожалению, тема «дна» остается актуальной и в наши дни. Из-за экономических и политических потрясений на «дно» жизни уходит все больше и больше людей. С каждым днем ряды их пополняются. Не надо думать, что это неудачники. Нет, на «дно» идет много умных, порядочных, честных людей. Они стремятся поскорее уйти из этого царства тьмы, действовать, чтобы вновь жить полноценной жизнью. Но нищета диктует им свои условия. И постепенно человек теряет все свои лучшие нравственные ка­чества, предпочитая отдаться на волю случая.

Горький пьесой «На дне» хотел доказать, что только в борьбе суть жизни. Когда человек теряет надежду, перестает мечтать, он теряет веру в будущее. А для чего тогда жить?

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.