Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Пьеса «На дне» как философская драма


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девять­сот втором году. В эти предреволюционные годы писа­теля особенно волнует вопрос о Человеке. С одной сто­роны, Горький осознает, какие обстоятельства застав­ляют людей опускаться на «дно жизни», с другой — он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конф­ликта. Первый, социальный — между хозяевами ночлеж­ки и босяками, другой — философский, затрагивающий основные вопросы бытия, разворачивается между оби­тателями ночлежки. Он-то и является основным.

Мир ночлежки — это мир «бывших людей». Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и про­ститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные пробле­мы.

Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств — открытый бунт, терпе­ние, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции, которых придерживаются персонажи пьесы. Самый мрачнйй мыслитель в ночлежке — Буб­нов. Он неприятен Горькому, потому что в его репли­ках отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: «все так: родятся, поживут и умирают. Чего жалеть?» Мечты для него — стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон: «у всех людей души серенькие, все подру­мяниться желают».

С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлеж­ке. Странник Лука — сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть «обухом» для че­ловека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, все­лить в него веру в будущее: «для лучшего живет человек».

Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что «Ложь — религия рабов и хозяев. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться приспо­собиться к ней.

Советы странника никому не помогли: Васька убива­ет Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их миро­воззрение, после которых они уже не могли нормально продолжать жить. Против этой вредоносной лжи выс­тупает Сатин. В его монологе звучит требование свобо­ды и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью,... ува­жать надо!»

Сатин убежден в следующем — необходимо не при­мирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. «Всё в челове­ке, все для человека». «Существует только Человек, все остальное — дело его рук, его мозга». «Человек! Это зву­чит гордо!». Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В отличие от большинства ноч­лежников, он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: «Человек свободен, он за все платит сам». Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не под­страиваться под них.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.