Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пьеса М. Горького «На дне» по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный ус­пех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изоб­раженных характеров и своей философской основы. Горький в драматур­гии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о чело­веке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?», - это слова самого М. Горького. Невероятному успеху и признанию пьесы «На дне» способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТ в 1902 году. В. Н. Немирович-Дан­ченко писал М. Горькому: «Появление «Дна» одним ударом проложило целые пути театральной культуре... Имея в «На дне» образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра».

М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями.

Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это «подвал, похожий на пещеру». Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом «дне» общества. Сначала пьеса называлась «На дне жизни», но потом Горький поменял название - «На дне». Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка- представители изображенного в пьесе обще­ства. Хозяева ночлежки также находятся на «дне» моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе раз­рушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего тече­ния жизни, событий в мире. «Дно жизни» это течение жизни не захваты­вает.

Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, не­способность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же - он утрачивает надеж­ду вырваться отсюда.

Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится не­громкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.

В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это от­ношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.

Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом из них достаточно сведений. Жизнь одних, их прошлое, например, Сатина, Бубнова, Актера, драматична, сама по себе дос­тойна отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на «дно». Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно оди­наковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Васили­са бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен при­слушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что «ни­точки-то гнилые».

Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каж­дый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое суще­ствование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.

Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса «На дне» является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жиз­ни, опустившиеся на «дно», спорят о философских проблемах бытия.

М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то воп­рос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи слу­жит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает каждого человека («ни одна блоха не плоха, все черненькие»), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наи­вно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.

Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.

Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека.

Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова — чудодейственный бальзам на их измученные души.

Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слы­шала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать.

Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы.

Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого.

Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в ко­торой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою пози­цию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить...»

Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они пони­мают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каж­дого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.

В противовес философии странника Луки Горький представил фило­софию Сатина и его суждения о человеке. «Ложь - религия рабов и хозя­ев... Правда- бог свободного человека!» Произнося монологи, Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сы­тых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе челове­ка, о том, что человек создан для лучшего: «человек - это звучит гордо!», «человек выше сытости», «не жалеть..., не унижать его жалостью... ува­жать надо». Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустивших­ся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.

Пьеса М. Горького «На дне» является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объек­тивными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каж­дым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое вре­мя оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.