Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Одной из основных тем творчества Максима Горь­кого стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького «На дне» — не ис­ключение. «Свобода во что бы то ни стало — вот ее ду­ховная сущность», сказал об этом драматическом про­изведении К. С. Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХАТа. Пьеса «На дне» не случайно стала за­метным явлением русской литературы начала XX ве­ка. В ней Горький реалистично изобразил жизнь и нра­вы людей, опустившихся на самое социальное дно, и вместе с тем прославил Человека.

Основная тема пьесы — проблема гуманизма. Изоб­разив жизнь обитателей «дна», Горький выступил с об­винением против социальной несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей к убогому существованию. Обитатели костылевской ночлежки обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.

Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Это приве­ло его в тюрьму и определило в дальнейшем всю его судьбу. Бубнов тоже не верит в справедливость закона, поэтому уходит из своего дома, оставив мастерскую же­не и ее любовнику. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, идет по стопам своего родителя — другие пу­ти для него закрыты. Трудолюбие Клеща, который не мог смириться со своей участью ночлежника, не помо­гает ему вырваться из социального дна.

Конечно, персонажи пьесы не идеальны. Все они со­вершали в жизни какие-либо ошибки. Но заслужили ли они такого жестокого наказания? Общество не ока­зало этим людям никакой поддержки, люди отверну­лись от них. Так в чем же спасение обитателей ноч­лежки? По словам самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Действительно ли спасительна ложь? Такой персонаж пьесы, как странник Лука, является попыткой драматурга от­ветить на эти вопросы.

Появившись в ночлежке, Лука сразу же заявляет о том, что для него все люди равны («Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не пло­ха: все черненькие, все прыгают»). Видя бедственное существование людей «дна», Лука утешает их, дарит им надежду. Он сидит возле Анны, дни которой сочте­ны, выводит ее на свежий воздух, сочувственно выслу­шивает ее. Он также стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии советует ему и Наташе уйти из костылевского дома. Лука уговари­вает Актера бросить пить и вернуться к нормальной жизни.

Гуманизм Луки, хотя его часто называют антигума­низмом, состоит в том, чтобы подарить человеку на­дежду, закрыв его глаза на правду. Обращаясь к Пеп­лу, Лука говорит: «...чего тебе правда больно нужна... подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя». Но со­гласен ли с Лукой сам Горький? Мне кажется, что нет. Иначе навряд ли он показал бы, к чему привела уте­шительная ложь Луки. Актер, узнав о том, что старик солгал о лечебнице, теряет последнюю надежду на бу­дущее и решается на самоубийство. Васька Пепел за убийство Костылева попадает на каторгу.

Судя по другому персонажу пьесы — Сатину, Горь­кий является сторонником не лжи, а правды во имя спасения. Сатин говорит, что «ложь — религия рабов и хозяев», а «правда — бог свободного человека». Ав­тор утверждает при помощи этого персонажа, что ис­тинная любовь к человеку, настоящий гуманизм состо­ят в вере в его способность выдержать правду, какой бы суровой она ни была. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует толь­ко человек, все же остальное — дело его рук и его моз­га! Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо!» Эти известные горьковские строки стали гимном чело­веку.

Как видим, проблема гуманизма в пьесе Максима

Горького «На дне» состоит в том вечном вопросе, кото­рым задавалось не одно поколение людей. Что дейст­вительно может помочь человеку: утешительная ложь или горькая правда? Горький решает проблему гума­низма путем утверждения глубокой веры в человека и в его силы вынести даже самые тяжелые жизненные испытания. Этот писатель известен нам как певец сво­боды, в том числе внутренней свободы человека. По­этому для него неприемлема ложь — она нужна только слабым. Устами Сатина Горький говорит: «Кто слаб ду­шою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужо­го — зачем тому ложь?»

Мы можем соглашаться с Горьким, либо спорить с ним, очевидно одно — стремление автора помочь людям, оказавшимся на социальном «дне». Сам факт появления в 1902 году такого произведения уже был актом гуманизма со стороны Горького, потому что ус­ловия существования низшего социального слоя об­щества, его «дна» до этих пор никто не отражал в та­кой полноте.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.