Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



На мой взгляд, из всех ранних произведений Мак­сима Горького рассказ «Старуха Изергиль» самый ро­мантический и поэтичный. Его герои — смелые, силь­ные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень инте­ресно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвя­тил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изер-гиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсег­да остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом», и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный по­целуями».

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей муд­рость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять само­отверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обяза­тельств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в жи­вых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хо­рошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивиду­ализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возра­зить, что именно в этом и заключается подлинная сво­бода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть «сохранить себя целым». Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью». Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пре­небрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: «похищал скот, девушек — все, что хотел», и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце кон­цов он стал мечтать о смерти и «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?» По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто «кроме себя не видит ничего», трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Дан­ко — смелый красавец, сердце которого загорелось ве­ликой любовью к людям. В его образе Горький вопло­тил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж созда­ет у читателя ощущение чего-то необычного, фантас­тического. Он помогает нам перейти из реальной жиз­ни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир ле­генды: «И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно не­сколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голу­бые языки огня, намекавшие на что-то сказочное». Как голубые искры оживляют черную степь, словно тая­щую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Дан­ко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: «По­смотрели на него и увидели, что он лучший из всех, по­тому что в очах его светилось много силы и живого ог­ня».

Энергия и сила Данко противопоставляется безво­лию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздра­женные своим бессилием, теряют человеческий облик: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло во­круг него, но не было на лицах их благородства, и нель­зя было ему ждать пощады от них». Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. «"Что сделаю я для людей?" — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес

787 замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.». Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплоще­ние всего лучшего в человеке. И каким жалким и низ­ким на его фоне кажется «осторожный человек», кото­рый, «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...»

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко вы­ражается авторская позиция по вопросу о смысле жиз­ни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет попу­лярной. Мне кажется, что большинство из нас уподоб­ляется «осторожному человеку», наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насиль­но, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменит­ся к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям ду­шевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.