Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественное своеобразие романа М. Горького «Мать»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В истории мировой литературы можно найти немало при­меров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького «Мать».

Начнем с того, что практически невозможно точно опреде­лить жанр этого произведения. Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, ха­рактеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетны­ми линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаи­моотношений личности и времени, дается широкий социаль­ный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их ми­ровосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, дерев­ня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н. Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о нравственной норме.

Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт. Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра.

Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читате­лям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокза­ле. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман «очень своевременной книгой».

Несмотря на то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор в произведении практически от­сутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практичес­ки полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл («она слушала...», «оказалось...», «ей было сладко видеть...»).

Горький постоянно использует в произведении опыт, на­копленный ранними годами творчества. Налицо приметы ро­мантизма. К примеру, Павла охватывает желание «бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде». Не на­поминает ли это историю Данко? Как и в романтических про­изведениях, в книге «Мать» чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажа и отноше­ние к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя и стена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук и цвет. Первый звук, описанный в про­изведении, — фабричный гудок, затем — живая, свободная человеческая речь, затем — воплощение народной правды в песне на первомайской демонстрации, затем — музыка Грига в исполнении Софьи. Позже музыка Софьи становится неотъ­емлемой частью души матери, с ней связано духовное возрож­дение Ниловны. И в финале романа мы слышим «крик, вой, свист» — звуки, которые должны слышать все.

Цвет в романе почти всегда символичен. Красный — это цвет крови, красного знамени, омытого кровью людей. Серый — это дымный воздух слободки, ее «маленькие серые дома», «серые фигуры» полицейских. Горький подробно вы­писывает портреты своих персонажей. При этом портрет под­черкивает типизацию персонажа (глаза у Ниловны такие, «как у большинства женщин в слободке»), выражает харак­тер человека («Вся она была мягкая, печальная, покорная»), дает ссылку на прошлое человека (тело Ниловны «разбито долгой работой и побоями мужа»), показывает эволюцию его персонажа. Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общее впечатление о человеке. Но по ходу разви­тия сюжета портрет героя может быть дополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замеча­ет, что «Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям и молчалив».

Основная значимая единица в произведении — человек.

Сущность персонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга — история духовного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Все сю­жетные линии посвящены описанию того, каков же путь че­ловека в революцию. Постоянный мотив движения подчер­кивает духовное обновление и развитие каждой отдельной личности. Жизнь людей сравнивается с рекой, которая «ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы». Дни складываются, как «ступени лестницы».

Интересно проследить, как меняется художественное про­странство произведения. Действие книги начинается в тес­ном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом в про­изведении появляются люди «из другого мира», из города. После этого мы видим первомайскую демонстрацию, дерев­ню, заседание суда. Финал книги — это сцена на вокзале, от­куда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идея произведения приобретает вселенский масштаб.

И наконец, отдельно хочется сказать о роли в произведе­нии слова. Слово у Горького афористично, оно выражает исти­ну в самом широком смысле. Оно становится орудием агита­ции, ораторской речи, проповеди: «А Павел, выбросив из груди слово, в которое он привык вкладывать глубокий и важ­ный смысл, почувствовал, что горло ему сжала спазма боевой радости...» Наивысшей ступени слово, его смысловая нагруз­ка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде.

Значения многих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные поня­тия, меняется по мере того, как меняется человек. Напри­мер, семья для Ниловны в начале книги — это конкретно ее собственная семья. Постепенно значение этого слова расши­ряется, и в конце произведения «семейным» Ниловна назо­вет появление листовок, что свидетельствует о том, что весь народ для нее стал одной большой семьей.

Итак, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького «Мать» — произведение, в котором все ху­дожественные средства подчинены авторским задачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.