Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Духовное перерождение Ниловны в романе Горького «Мать» (Образ Ниловны)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман М.Горького «Мать» — одно из наиболее значи­тельных произведений русской литературы начала двад­цатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение, как движение народ­ных масс, героических в своем порыве. Роман «Мать» сыграл огромную роль в развитии социального мышле­ния многих поколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировой культуры. Не случай­но «Мать» Горького стала настольной книгой для мно­гих русских революционеров того времени. В центре повествования — мать Павла Власова Пелагея Ниловна.

Произведение построено таким образом, что Нилов­на является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман «Мать» — это произведение о му­чительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении челове­ка из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Нилов­ны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Нилов­на испытала всю горечь тяжелой участи жены рабоче­го человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что «все так жи­вут». В начале романа мы видим робкую, покорную, за­битую подневольной жизнью, боящуюся людей женщи­ну. Она учит сына спасаться от людей, ибо они «ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Уз­нав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Герои­ня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданнос­ти делу будущего.

Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры — лучшие люди на земле, и она по­любила их как родных. Сначала она потрясена их неве­рием в бога, ощущением своей несознательности, недо­статочным понимание событий, но все это она преодо­левает силой своей материнской любви. Ниловна охот­но начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из тем­ного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.

Уверенность в том, что она может помочь в револю­ционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, по­ведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия «Мать» расши­рился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сы­ном, но и Павел гордится своей матерью, которая ста­ла ему по духу родной. Эта духовная общность укрепля­ет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о соци­альной борьбе еще соседствует с религиозным. Посте­пенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с кре­стьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вок­зале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает пос­ледние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: «Со­бирай, народ, силы свои во единую силу». На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгора­ет все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чув­ства. Она проникается большой любовью к миру, к лю­дям, к народу.

Писатель показывает возрождение Ниловны к борь­бе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: «Казалось, тысячи жизней говорят ее устами». Велика заслуга Горького, создавшего в романе «Мать» образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно воз­родившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы. В романе Горький создает об­раз женщины-революционерки, для которой все борцы за правду — ее дети.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.