Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Театр Горького


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Человек! Это великолепно!

...Все в человеке, все для человека!

М. Горький

 

В словах о «гордом человеке» — всего прекрасного на зем­ле, прозвучавших более полувека тому назад, Горький со всей «илой неколебимой веры и убежденности выразил гуманисти­ческий смысл «единой темы» своего творчества—«темы во­инственной, революционной», полной исторического оптимиз­ма, с ней он пришел в театр.

В начале девятисотых годов Горький испытывает небыва­лый подъем творческих сил. К драматургии Горький обратил­ся, чтобы «вмешиваться в самую гущу жизни». Писатель ох­вачен жаждой деяния, у него бунтует «солнце в крови», он убежден — «настало время нужды в героическом», он верит — «новый век — воистину будет веком духовного обновления» людей. Ничто не может помешать Горькому — ни арест, ни ссылка «под надзор». Он пишет и в Петропавловской крепо­сти, и в Арзамасе, и в Нижнем Новгороде — под неусыпным оком полиции. «Я охвачен пламенем! Я хочу работать, хочу — страстно. И что мне министры, прокуроры, приговоры?»

Только что окончив пьесу «Мещане», он спешит сообщить друзьям: «Непременно зимой же буду писать другую. А эта не удастся — десять напишу, но добьюсь, чего хочу! Очень захва­тила меня эта форма письма».

Начиная с 1901 года до конца своей жизни Горький не оставлял трудного искусства драматурга. За тридцать с лиш­ним лет он написал около двадцати пьес, среди которых — «Мещане», «На дне», «Егор Булычев и другие», «Варвары», «Зыковы», «Враги» и многие другие, каждая по-своему, со­ставили целую эпоху не только в творчестве писателя, но и в истории русского театра.

Собранные воедино пьесы Горького — правдивая драмати­ческая биография времени; ее содержанием явилась история «разрушения личности» мещанина, индивидуалиста и рожде­ние нового сознания, нового психологического типа — «чело­века миропонимания»,— как называл его Горький. «Меща­не» — это не просто дебют Горького, но и дебют нового героя, которого ждала, искала, о котором мечтала свободолюбивая Россия. Герой пьесы Нил знает, что хочет в жизни. Вот что услышал русский читатель и зритель после грустно-лириче­ских монологов чеховских героев о безысходности настоящегои о далеком прекрасном будущем, к которому они не ведали путей. Нил предстал как живое олицетворение будущего, при­близив его, заставив поверить в его реальность. В пьесе идет нравственный суд над мещанством.

В пьесе «На дне», как утверждал автор, его занимали «об­щефилософские вопросы»: что лучше, истина или сострада­ние? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука»? Странник Лука появ­ляется в ночлежке в самый разгар спора ее обитателей — Кле­ща, Бубнова и Васьки Пепла — о совести и чести: нужны ли они людям дна? Лука труслив и осторожен. В опасный мо­мент, когда убивают Костылева, он исчезает, как «исчезают грешники от лица праведных».

Горький создал пьесу широкого эмоционального звучания, сумев передать противоречивую гамму человеческих состоя­ний — от вдохновенных речей Сатина о Человеке до смертного отчаяния Актера.

С убежденностью мыслителя, страстностью гражданина, с вдохновенной одержимостью художника Горький-драматург сокрушал «религию рабов и хозяев», разоблачая ее «по всей длине истории» и утверждая Правду свободного человека, си­лу его мысли, его разума.

Горький расширил содержание драматического произведе­ния до масштаба эпоса. Пьесы Горького проникнуты радост­ной верой в неиссякаемую талантливость человека, в силу его бесстрашной мысли. Драматург создал не только новый ре­пертуар русского театра, но и «новую философию».

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.