Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей ис­кусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глу­бочайшими нравственно-философскими корнями. Про­блему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие — Пушкин, Толстой, Достоевский.

Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя про­явился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убежде­ния. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства» и «юных, которые любят». Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди все­гда были привлекательны для него. Один лишь холод­ный ум без молодого сердца не дает человеку истин­ной силы. Таков Ларра — герой первой легенды. Не­даром его отец — орел — житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недо­статочно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горькогб лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твер­дость в жизненных испытаниях.

Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окру­жающим? Это один из основных вопросов, ответ на ко­торый не дает вся мировая литература. Позиция Горь­кого здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому лю­ди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством.

В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одиноким, он всегда среди людей — пусть чуж­дых ему по духу, но страдающих. И это понимает Са­тин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что действительно сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека. Он при­ходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем несконча­емый рассказ, не слушая никого и не желая быть услы шанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он пони­мает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жесто­кой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о бу­дущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Ак­тер «грезит» о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в во­ображаемый мир «чистой любви». Лука попытался пе­ренести их мечты в реальный мир, и они терпят крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальнос­ти, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им оста­ется лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.

Лишь сильный человек, утверждает Горький, спо­собен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жиз­ни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы ви­дим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быст­ро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не по­явись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потуск­невшую монету. Сатин понимает, что назначение силь­ного — не утешать страдающих, а искоренять страда­ние, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горь­кого.

Для Горького сила — в стремлении вперед «к сво­боде, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради дру­гих, как звезды — искры сердца Данко — будут осве­щать дорогу идущим следом.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.