Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль природы в произведениях М. Горького


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особен­ность восприятия мира творчески одаренным челове­ком — он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней.

Многие произведения М. Горького создавались в на­чале XIX века. Это время многие считали мрачным, «безгеройным». Поэтому не удивительно, что его рас­сказы, повести, романы и пьесы воспринимались как свежее дуновение ветра, как светлый луч в непрогляд­ной тьме. Читая страницы произведений М. Горького, обращаешь внимание на то, что даже самые тяжелые драмы, как правило, изображаются им на фоне ослепи­тельной, играющей всеми красками природы. Вот, на­пример, как начинается рассказ «Мальва», повествую­щий о трудной жизни, о конфликте двух поколений: «Море — смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ос­лепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голу­бому небу тысячами серебряных улыбок... Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью мо­ря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет». Красота и гармония, царящие в природе, проти­вопоставлены жизни людей, в которой много некраси­вого, мучительного, грязного и даже страшного. Осо­бенно сильно этот контраст проявляется в эпизоде, ког­да на фоне тишины, прелести красок заката вдруг слышится «пьяный женский голос, истерически выкри­кивавший нелепые слова». И эти слова, «гадкие, как мокрицы», разрушают чудо, оскорбляют музыку волн. Я думаю, что без описаний природы было бы невозможно так сильно и достоверно передать всю непри­глядность и мерзость жизни рабочих на промыслах.

В других ранних произведениях писателя много солнца, воздуха; свободой и травами благоухают степ­ные просторы. И опять неумолчно шумит, смеется, распевает гимны море.

В начале рассказа «Старуха Изергиль» пейзаж вы­зывает у читателя определенный эмоциональный наст­рой, создает естественный фон свободной, вольной жизни. Море, голубая мгла ночи, густые тени вино­градных лоз и ветер, который «тек широкой ровной волной. Но иногда он точно прыгал через что-то неви­димое и, рождая сильный порыв, развевал волосы жен­щин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов». Кажется, что именно так должна начинаться сказка. И действительно: под влиянием настроения, на­веянного красотой летнего вечера, старуха Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко и историю соб­ственной жизни.

Природа не только украшает повествование, но и становится связующим звеном между реальной жизнью и романтическим миром сказок и легенд. Кро­ме того, она тесно связана с душевным состоянием ге­роев. Так, море в рассказе «Челкаш» —- вольная и сво­бодная стихия, которая освободила душу Челкаша от мелкого стяжательства, от унизительной жадности и страсти к деньгам. Степь в рассказе «Дед Архип и Ленька», лес в легенде о Данко изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения приро­да спокойна и обыденна, то во время основного кон­фликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Иногда природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, ли­бо противостоит им. Вот как описывает Горький лес в легенде о Данко: «Там были болото и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую ли­ству. (...). Эти каменные деревья стояли молча и непо­движно днем в сепом сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались кост­ры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их... А еще страшней было, когда ветер бил по верши­нам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».

Когда же людям удается победить страх благодаря великому подвигу Данко, то лес отступает. Сказочно прекрасной предстает перед ними земля: «И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался по­зади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блесте­ла трава в брильянтах дождя и золотом сверкала ре­ка...» Люди должны обязательно верить во что-то свет­лое и радостное, что ждет их впереди.

С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование. Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смо­трит в небо. Такие штрихи позволяют полнее раскрыть характер героя, его чувства и переживания, взгляды на мир.

Описания ликующей, живописной природы усили­вают ноту бодрости, надежды, действенной активности в творчестве писателя. Горьковские пейзажи напоми­нают читателям о непрерывном, вечном обновлении жизни, зовут относится к ней мужественно, активна, творчески.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.