Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Основные идейные мотивы ранних произведений М. Горького


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Прежде чем начать писать, я

задаю себе три вопроса: что

хочу написать, как написать и

для чего написать.

А.М. Горький

 

Раннее творчество А.М. Горького отмечено влияни­ем романтизма. В наследии любого писателя что-то мо­жет нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодуш­ным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М. Горького. Ранние его произведения — романтичес­кие песни и легенды — оставляют впечатление сопри­косновения с настоящим талантом.

Красивы герои этих рассказов. И не только внешне — они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл. Герои ранних произведений А.М. Горького мужественны и самоотвер­женны («Песня о Соколе», легенда о Данко), они про­славляют активность, способность действовать (обра­зы Сокола, Буревестника, Данко). Одним из наиболее ярких ранних произведений А.М. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, ле­генда о Данко. Единым целым три части рассказа дела­ет основная идея — стремление выявить истинную цен­ность человеческой личности. И упреком бескрылой, скучной жизни людей, упреком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли, звучат слова старухи Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые... не понимают жизни, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тог­да жизнь не пожирала бы людей бесследно».

Эти слова проясняют смысл легенды о Ларре, помо­гают лучше понять мятежную душу Изергиль, и от них тянется ниточка повествования к легенде о смельчаке Данко. Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбра­сывающая трагическую тень на ее собственную жизнь. Мотивы подвига во имя народа не новы в русской лите­ратуре, но мысль о том, что счастливым становится че­ловек, отдавший жизнь за народ, — это было тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне XX , ре­волюционного столетия.

Мещанство, осторожное, серое, рутинное, вечно бо­ящееся, «как бы чего не вышло», запирающееся в беликовский «футляр» или в нору премудрого пескаря, все­гда стояло на пути смелых и гордых, тормозило движе­ние вперед. Именно его обличает Горький образом «ос­торожного человека».

Но «осторожный человек» просчитался — навсегда сохранилась память о бессмертном подвиге Данко, и его сердце засверкало тысячами искр в красивой легенде, созданной человеческой фантазией, перед которой мер­кнет серая и будничная действительность.

В 1895 году Горький пишет свою «Песню о Соколе». В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу при­спосабливающегося Ужа, душа которого гниет в мещан­ской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанскому благополу­чию: «Рожденный ползать — летать не может».

В этом произведении Горький поет песню «безумству храбрых», утверждая его как «мудрость жизни». Горький считал, что с организацией «здорового трудящегося на­рода — демократии» утвердится особая духовная культу­ра, при которой станет «жизнь — радостью, музыкой; труд — удовольствием». Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о счастье «жить на зем­ле», где должна наступить «новая жизнь в новом веке».

Такое романтизированное ощущение эпохи и выра­зила «Песня о Буревестнике» (1901). В этом произведе­нии романтическими средствами была раскрыта лич­ность, ниспровергающая застойный мир. В образе «гор­дой птицы» сосредоточены все дорогие автору прояв­ления чувств: смелость, сила, пламенная страсть, уверен­ность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревес­тник соединяет в себе воистину небывалые способнос­ти: взмыть ввысь, «пронзить» мрак, призвать бурю и на­сладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря — как их реализация. Всюду и всегда А.М. Горький стре­мился к возрождению природой данных основ челове­ческого бытия.

В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено пробуждение человеческой души — самое прекрасное, чему всегда поклонялся писа­тель. Любовь к сильной личности, противостояние ге­роев и толпы, ненависть к мещанскому быту, красота природы — вот основные идейные мотивы ранних про­изведений писателя.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.