Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Горького А. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Босяк — новый герой в русской литературе


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние соци­ального положения на его мироощущение. Горький рассмат­ривает и исследует состояние несогласия героя с самим собой, причину его определенного поведения.

Одним из ранних реалистических произведений М. Горь­кого является рассказ «Коновалов», в котором повествуется о судьбе босяка Александра Ивановича Коновалова. Главный герой был прекрасным пекарем, действительно талантливым в своем деле, но в силу одной особенной черты своего характера, а именно меланхолии, чувства тоски, да такой, что «невозмож­но в ту пору жить », и « все на свете... опротивеет », а герой « сам себе становится в тягость», он бросает все и уходит бродяжни­чать. Позже Коновалов возвращается, и здесь происходит его первая встреча с повествователем, которым является «подруч­ный» пекаря. Автор неоднозначно изображает своего героя, начиная с портретной характеристики и кончая размышле­ниями и поступками персонала.

«По костюму это был типичный босяк, по лицу — славя­нин» — таким предстает перед нами Коновалов впервые. Горь­кий сравнивает его с богатырем и в то же время пишет о том, что Коновалов все еще оставался ребенком в своем восприятии мира.

«Ребенок ты, Саша; не понимаешь ты ничего», — говорила герою Вера, «.. .большой человек с ясными глазами ребенка» — таким его видел повествователь, то есть он сохранил искрен­ность, доверчивость, способность видеть хорошее во всем, веру в добро, в людей и в их нравственность.

Коновалов — босяк, и, казалось бы, должен чувствовать себя обиженным, обделенным, должен обвинять во всех своих несчастьях, а потому быть враждебно настроенным к обществу, изгнавшему его, но этого не происходит, напротив, главный герой, к величайшему удивлению повествователя, «с таким легким духом выделяет себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению», считал, что «во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам». Подобные размышления свидетельствуют о способности героя к самоанализу, что выделяет его из общей массы босяков «под отдельную статью». Коновалова также характеризует от­личное от мнения многих других представителей его социаль­ного класса отношение к природе, женщинам, просвещению (образованию). Так, например, герой рассказывал о купчихе, с которой расстался: «..,босяк рассказывает о женщине в скеп­тическом тоне, с массой подробностей, которые унижают ее, ...но печальный и мягкий тон (Коновалова) при воспоминании о «купчихе» — тон исключительный».

Герой рассказа Горького питает огромный интерес к кни­гам, часто просит повествователя почитать ему. Коновалов ис­кренне верит в происходящие в книге события, порой даже чувствуя себя их участником.

На протяжении всего рассказа повествователь и главный герой рассуждают на многие темы, связанные с босячеством, тем самым выявляя свои точки зрения относительно их. Таким образом, мы можем говорить о том, что Коновалов способен на философские размышления. Персонаж рассказа не ограничен и может видеть истинную причину определенного поведения босяка и формирования его особого мышления. Коновалов го­ворит о происхождении склонности босяка ко лжи, обману, выдумыванию различных историй, к преувеличению каких-либо событий, происходивших с ним. Дело в том, что так проще жить, «если у человека в жизни не было ничего хорошего, — он ведь никому не повредит, коли сам для себя выдумает какую-то сказку, да и станет рассказывать ее за быль. Расска­зывает... и сам себе верит, ...ну ему и приятно».

Казалось бы, перед нами действительно хороший человек, заслуживающий лучшей участи (доли), однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубий­ству?

«Не нашел я точки моей... Ищу, тоскую, — не нахо­жу...» — таков итог размышлений Коновалова, таков ответ на заданный выше вопрос. .

В рассказе «Двадцать шесть и одна» Горький также рас­сматривает образ босяка, но уже выявляет его отрицательные качества. В произведении повествуется о двадцати шести пе­карях, мироощущение, чувства, поведение которых подаются автором как мироощущение одного человека. Это достигается с помощью использования Горьким огромного количества мес­тоимений «мы, все» и обобщающих слов: «поют все 26; мы все оборачивались и радостно смотрели; кто-то из нас дернул Таню за рукав кофты».

В этом заключается новаторство Горького. Однако данное единство не является признаком гармонии и взаимопонимания между людьми, оно выявляет безликость, ограниченность пе­карей, отсутствие индивидуальности у каждого из них. В рас­сказе изображается картина неправильно устроенной жизни, из-за которой в человеке теряется духовное начало. Подобная ситуация рассматривается и в рассказе «Супруги Орловы». Здесь также в силу ужасных условий жизни, в силу ее неуст­роенности рушатся взаимоотношения между супругами Орло­выми, происходит разлад в их семейной жизни. Григорий и Матрена Орловы любили и гордились друг другом, ...но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые... удовлетворяли бы естественную человеческую по­требность человека — волноваться, думать, — вообще жить. Они были слишком погружены в работу, в решение проблем, связанных с повседневной жизнью, что стали «нищими духом» людьми, как, впрочем, и все их соседи.

Влияние внешних обстоятельств на личную жизнь героев подтверждается еще и тем фактом, что после того как супруги Орловы устроились на работу в лазарет (госпиталь), в их жизни произошли значительные изменения. Григорий перестал бить свою жену, бросил пить, но, как мы узнаем чуть позже, нена­долго.

Для каждого периода времени характерен свой тип героя, и литература, призванная отражать все явления реальности (повседневной жизни человека), исследует особенности харак­тера нового человека.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.