Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Гончарова И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Черты русского национального характера в Обломове


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман «Обломов» явился вершиной творчества Ивана Александрови­ча Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале «Отечествен­ные записки». Произведение встретило единодушное признание у публи­ки и у критиков. Л. Толстой писал: «Обломов» — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было... я в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз».

Роман Гончарова — это центральное- произведение всей русской лите­ратуры по глубине художественного исследования российского дворянс­кого «байбачества». В нем детально обрисовано явление, формировавше­еся веками русской крепостнической действительностью. На примере глав­ного героя Ильи Ильича Обломова автор определяет, насколько пагубное влияние могут оказать среда и воспитание на самобытную природу чело­века, порождая лень, безволие и всецелую апатию.

Обломов - это яркий и красочный персонаж, но его основными харак­терными чертами можно назвать бездеятельность, лень и мечтательность.

Все это автор отобразил в портрете Ильи Ильича: «Это был человек тридцати двух-трех лет от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредото­ченности в чертах лица... во всем лице теплился ровный свет беспечнос­ти. С лица беспечность переходила в позы тела, даже в складки шлафро­ка». Обломов не выносит никакой суеты. Он во всем стремится к ком­форту и удобству. Никакие жизненные потрясения не способны оторвать его надолго от дивана, заставить бросить домашние туфли или снять вечный халат.

С дивана Обломова не могут поднять никакие неотложные дела. Письмо старосты три года остается без ответа; три месяца хозяин квартиры тре­бует, чтобы Илья Ильич съехал с квартиры; неопределенно долго лежат неоплаченные счета из лавок мясника и зеленщика.

Неподвижность и бездеятельность самого героя не свойственны среде его обитания - Петербургу. Все, кто навещают Обломова, - друзья и това­рищи по бывшей службе - ведут активный образ жизни. Кто-то вечно стремится сделать карьеру, иные проводят время в светских развлечени­ях. Но Илья Ильич не испытывает к этому ни малейшего интереса. Герой весьма наблюдателен, он видит пустоту и глупую суету светской жизни: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» Обломов понимает также, что человек, посвятивший себя карьере, «и слеп, и глух, и нем для всего остального». Герой всегда находит оправдание для своей лени и бездеятельности в том, что, лежа на диване, он «сохраня­ет человеческое достоинство и свой покой».

Илья Ильич гордится своим ничегонеделанием, презирая труд. Он не только не сделал ничего полезного, но даже «ни разу не натянул себе чулок на ноги...».

Все же желание сделать что-нибудь непременно великое появляется у Ильи Ильича. Но он не знает, с какой стороны взяться за дело, так как не имеет никакой привычки к труду. Эта черта была свойственна целому ряду предшествовавших Обломову образов «лишних людей». Обломову, как и Онегину, Печорину, Рудину, присуще постоянное противоречие между словом и делом, мечтательностью и неумением реализовать себя. Так, героя никогда не покидает мысль: «А хорошо бы, если бы вот это сдела­лось». Сам Гончаров говорит об Илье Ильиче: «,..он любит помечтать и ужасно боится момента, когда мечтания придут в соприкосновение с дей­ствительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...»

Образ Обломова далеко не однозначен, его натура сложна и много­гранна. Рядом с апатией, равнодушием, бездеятельностью соседствуют благородство, чистосердечие и доверчивость. Положительная черта обло­мовского характера особенно ярко раскрывается в любви к Ольге Ильин­ской. Здесь проявляется вся широта его души, сердце его преобладает над разумом. Сущностью своей Обломов похож на саму Россию: мечтатель­ный, доверчивый, чистый и благородный. Но герой не смог справиться с нелегким испытанием, посланным ему судьбой. Подсознательное неже­лание что-либо менять в своей уже устоявшейся жизни, действовать, пере­живать победило волю Ильи Ильича. Вновь возник страх перед жизнью и осознание неспособности устроить свои дела. Тем более подвернулся удобный случай, чтобы отпала необходимость видеться с Ольгой, - разве­ли мосты над Невой. Героя вновь победила «обломовщина».

Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в основу всего романа. Автор показывает, как постепенно формиро­вался обломовский тип, что он не случаен. «Обломовщина» - это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляются все светлые начала и гуманность, а также нравственность. Важным для понимания всего произведения является глава «Сон Обломова». Гонча­ров показал в ней среду, которая воспитала героя, сыграла значительную роль в формировании его взглядов, мировоззрения, характера. Вся жизнь обитателей Обломовки сводится к растительно-животному существова­нию. «Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке». Жите­ли ее никогда не утруждали себя трудом, не видели никакого проку в учебе: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь...Вишь, он из ученья, как из больницы, воротился...» Вся жизнь поместья проходит в вечном полусне. Косность, инертность, леность мысли - идиллия сонного царства, ее символом является послеобеденный сон обломовцев, «истинное подо­бие смерти ».

В такой обстановке воспитывали маленького Илюшу. Это и явилось основной причиной умственной, нравственной и физической гибели Обло­мова. Среда приучила героя к бессмысленному покою, не приспособила его к самостоятельной жизни.

В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количе­ство пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломов­ки, он является порождением всей русской действительности. Автор на­делил его всеми чертами, которые были свойственны исконно русскому типу. В понятие «обломовщина» же входит целый патриархальный ук­лад российской жизни, которая включает в себя не только отрицательные черты, но и глубоко поэтические ее стороны. Гончаров воплотил в своем герое протест против «западничества», которое, как он считал, убивает поэзию жизни, единение с природой и верность истинно русским, славянс­ким традициям.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.