Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Гончарова И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Общая характеристика романа И. А. Гончарова «Обломов»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» нужно иметь в виду, чтобы правильно по­нять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал «Сон Обломова» — «увертюра всего романа», тем не менее, в окончатель­ном тексте занявшая место 9-й главы первой части. «Сон» является средоточием авторской мысли в рома­не. Второе обстоятельство — перерыв в писании рома­на для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. Напи­санная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга «Фрегат «Паллада» (завершена одно­временно с романом в 1858 году) оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Об­ломов. Кругосветное плавание, международные связи, дух прогресса, дух торговли и империализма — все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова и помогло завер­шить роман об умирании воли, затухании личности, ги­бели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистическо­го делячества.

Во «Сне Обломова» есть характерная деталь — отно­шение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. «Сну» предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу: «Другие не хуже нас, да переезжают», которая так обидела и воз­мутила Обломова. Ведь он претендует на исключитель­ность: «Кажется, подать, сделать — есть кому», «ни го­лода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зара­батывал и вообще черным делом не занимался». Слова Захара — результат воздействия петербургской жиз­ни, потрясение основ обломовского идеала, который пе­реместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в «умственном» пла­не преобразований в имении «определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье». Т. е. Обломовка — это торжество крепостнических отноше­ний.

В первой части романа мало действия (Обломов ле­жит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Пе­тергоф), но в ней «свернута» эволюция Обломова: дет­ство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, хотя исключитель­ность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путешест­вии для созерцания шедевров, а свою исключитель­ность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчеркивает вредность фольклора в воспи­тании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обло­мовки эпически (в духе Гомера или наших былин) ги­перболизировано, таким же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимос­ти развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные Захары) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрица­тельные стороны нового буржуазного уклада. В отли­чие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует ука­зать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает иде­ал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца нор­ма — буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Во второй части романа описывается русско-немец­кое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все вза­имные различия, Штольц способен понять Обломова. Это персонаж новой эпохи, деятельный разночинец.

Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломов­ки, придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, «лишнего человека», имевшего в про­шлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.

Слово «обломовщина» произносит Штольц, обозна­чая им комплекс причин, вызвавших паралич воли ге­роя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, вы­ражение общественного неустройства.

Итак, первая часть обрисовала обломовщину, вто­рая часть объяснила ее. Герой решил поехать путеше­ствовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же проде­монстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвы­шенна, но отвлеченна, здесь он похож -на Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчивается летним объяс­нением в любви, третью часть заключают осеннее за­тухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, бо­лезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вто­рая героиня обломовского «романа». Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная — к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная «барская» страсть к простолюдин­ке — экономке, наложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь — дом на Выборгской. И опять вер­немся к композиции романа (очень стройной и логич­ной): первая часть с одним героем — Обломов как тако­вой, во второй и третьей — сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассив­ная и активная натуры). В четвертой части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломов­ку — мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия.

Во «Сне Обломова» крестьянский труд дан издали, здесь — крупным планом, но труд не крестьянский. С огромной художественной силой Гончаров воспроиз­водит поэзию и моральность женской самоотверженно­сти в заботах о семье, женский домашний труд.

Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской «Женитьбы», а отчество — у своей матери, которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и получил "дворянское воспитание. Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены За­хара — Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивнос­тью мужчин — это две стороны патриархального идеа­ла Обломовки. Неосознанная жертвенность привлека­тельной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя бла­гополучия ближнего освещают новую Обломовку.

В последней части романа герой проявляет новые черты характера: решается вступить в брак с неров­ней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные «идиллии» — Обломова и Штоль­ца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а Обло­мов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.