Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Гончарова И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Обломов и Штольц


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В романе И. А. Гончарова «Обломов» одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского ба­рина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Анд­рея Штольца. Таким образом, Гончаров показывает, в чем сход­ство и в чем различие данных героев романа.

Илья Ильич Обломов — типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: «Обломов, дворянин родом, коллеж­ский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге». По своей натуре Обломов — человек мягкий и спокойный, старающийся ничем не нарушить привычный образ жизни. «Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенной своего рода грации ленью». Целые дни проводит Обломов дома, лежа на своем диване и размышляя о необходимых преобразованиях в своем имении Обломовка. При этом на лице его часто отсутст­вовала всякая определенная идея. «Мысль гуляла вольной пти­цей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Даже у себя дома «он терялся в приливе житейских забот и все лежал, ворочаясь с боку на бок». Обломов чуждается свеуского общества и вообще старается не выходить на улицу. Его без­мятежное состояние нарушают лишь визитеры, приходящие к Обломову только с корыстными целями. Тарантьев, напри­мер, просто обворовывает Обломова, постоянно занимая у него деньги и не возвращая их. Обломов же оказывается жертвой

своих посетителей, не понимая настоящей цели их визитов. Обломов так отдален от реальной жизни, что свет для него представляет вечную суету без всякой цели. «Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии... что ж это за жизнь?» — вос­клицает Обломов, считая общение со светским обществом пус­тым времяпрепровождением. Но вдруг спокойное и размерен­ное житье Ильи Ильича прерывается. Что же произошло? При­езжает его друг юности Штольц, с которым Обломов связывает надежды на улучшение своего положения.

«Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги». Сына бюргера, Штольца можно считать антиподом праздному русскому барину XIX века Обломову. С самого раннего детства он воспитывался в суровых условиях, постепенно привыкая к трудностям и невзгодам жизни. Его отец — немец, мать — русская, однако Штольц практически ничего не унаследовал от нее. Его вос­питанием полностью занимался отец, поэтому и сын вырос таким же практичным и целеустремленным. «Он весь состав­лен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». В отличие от Обломова, Штольц «боялся всякой мечты», «загадочному, таинственному не было места в его душе». Если у Обломова нормальным состоянием можно на­звать лежание, то у Штольца — движение. Главной задачей Штольца был «простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь». Но что же тогда связывает Обломова и Штольца? Детство и школа — вот что на всю жизнь связало таких разных по характеру и по взглядам людей. Однако в юности и Обломов был так же деятелен и увлечен знаниями, как и Штольц. Долгие часы проводили они вместе за чтением книг и изуче­нием различных наук. Но воспитание и мягкий характер все-таки сыграли свою роль, и Обломов вскоре отходит от Штольца. Впоследствии Штольц пытается вернуть к жизни своего друга, но его попытки безрезультатны: «обломовщина» поглотила Об­ломова.

Таким образом, прием антитезы является одним из основ­ных приемов в романе И. А. Гончарова «Обломов». При помо­щи антитезы Гончаров сравнивает не только образы Обломова и Штольца, он сравнивает также окружающие их предметы и действительность. Используя прием антитезы, Гончаров про­должает традицию многих русских писателей. Например, Н. А. Островский в своем произведении «Гроза» противопо­ставляет Кабаниху и Катерину. Если для Кабанихи идеалом жизни служит «Домострой», то для Катерины превыше всего любовь, честность и взаимопонимание. А, С. Грибоедов в бес­смертном произведении «Горе от ума», используя прием анти­тезы, сопоставляет Чацкого и Фамусова.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.