Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Гончарова И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Обломов - национальный характер


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Замечательный роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году. В простом, лишенном внешних эффектов сюжете романа глубоко и правдиво отразилась русская действительность. Роман интересен тем, что образ Ильи Ильича Обломова мы можем отождествлять с определенным типом людей, живших в России в то время.

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой, раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова. Гончаров вво­дит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени пока­зать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытание и дружбой, и любовью.

Первый раз мы встречаемся с Обломовым в его квартире на Горохо­вой улице. Характер Ильи Ильича раскрывается во всем, что окружает его: в восточном халате, мягких туфлях, слое пыли на столе и паутине на потолке. Перед нами предстает Обломов -ленивец, казалось бы, даже не умеющий думать. Но мнение о характере Ильи Ильича меняется во вре­мя его разговора с петербургскими гостями: Волковым, Судьбинским, Пен-киным. Здесь раскрывается глубина души главного героя, его способность мыслить и чувствовать. Эти внесюжетные персонажи введены в роман для описания среды, в которой живет Обломов, некоторых причин апатии главного героя.

В диалоге со Штольцем мы узнаем об идеалах Обломова, о причинах отдаления его от мирской суеты. «Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Разве это живые, неспящие люди?» — восклицает Илья Ильич.

Сам Обломов прекрасно осознавал, что жизнь, которую он ведет, не принесет ничего будущим поколениям, но не существовало такой двига­тельной жизненной силы, которая могла бы вывести его из состояния апатии ко всему окружающему. Илья Ильич «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало... Но глубо­ко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища».

Обломов добр и гостеприимен (характерные русские черты): его двери открыты для всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев, который груб и заносчив с Ильей Ильичом, часто обедает у него дома.

Наиболее ярко характер главного героя раскрывается в его отноше­ниях с Ольгой Ильинской. Любовь буквально преображает Илью Ильича, выявляет его лучшие качества: доброту, благородство, честность и «голу­биную нежность». Обломов пробуждается от «спячки», он наверстывает упущенное за многие годы: читает, пишет, работает. В это время Илья Ильич живет, он полон высоких стремлений, строит планы на будущее. Здесь раскрывается такая черта Обломова (да и вообще русского народа), как мечтательность. Она прослеживается у него еще с детства, когда няня рассказывала ему сказки о Емеле-дурачке и жар-птице. Любовь Обломова и Ильинской продолжается до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. «Я узнала недавно, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломо­ва!» Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заста­вить Обломова отказаться от своих идеалов: мирной, покойной, беззабот­ной жизни, плотной еды и безмятежного сна. Но, я считаю, нельзя во всем винить Илью Ильича. «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» - вос­клицает Ольга при прощании. «Есть... Обломовщина!» - чуть слышно прошептал он.

И действительно, истоки такого образа жизни главного героя можно искать в его воспитании и образовании. «От природы он- человек»,-писал Н. А. Добролюбов в критической статье «Что такое обломовщина?».

Илюша был резвым мальчиком. Он, как и все дети, хотел движения, новых впечатлений. Но родители всячески оберегали свое любимое чадо от лишних движений и переживаний. Они внушили ему, что он барин и не обязан трудиться, что для этого существует «Захар и еще триста Заха­ров», которые кинутся выполнять любую прихоть барчонка. Родительс­кая любовь и учение считались несовместимыми, и Илюша пропускал большую часть уроков у Штольца. В конце концов Обломов так свыкся с этой мыслью, что труд в его понятии отождествлялся со скукой, и ему никак не могло прийти в голову сделать что-то самому, вместо того, чтобы кликнуть Захара.

И не один Обломов получил такое воспитание. Большая часть поме­щиков того времени думала именно так. У них, как и у Обломова, все началось с неспособности надевать чулки, «а кончилось неумением жить».

Все «обломовцы» живут одними мечтами, не умея и ленясь воплотить их в реальность. Простота, непрактичность и даже какая-то наивность были типичными чертами русского барина. Обломов ждал - все его жела­ния исполнятся сами собой. Он даже и не подозревал о воровских продел­ках своего слуги Захара и беспрепятственно позволял грабить себя Та-рантьеву и Мухоярову.

Но кто же даже из нас, современных людей, ни разу не полагался на «авось» и «небось», кто не стремился к покою и безмятежности, не хотел хоть раз почувствовать себя Обломовым? Я думаю, что таких людей не существует.

Но, несмотря на лень и бездеятельность Обломова, мы не можем не отметить богатство души главного героя. Он искренне, чистосердечно любит Ольгу, ради нее совершает почти невозможные перемены в своем образе жизни. Он верен Штольцу, он неподдельно радуется за счастье своего друга. Илья Ильич добр к Агафье Матвеевне, он бескорыстно заботится о ее детях. И все эти черты исконно русские, национальные.

И причиной такого образа жизни, миропонимания русских людей счи­тает Добролюбов жестокую крепостническую систему, широко процветав­шую в нашем государстве. Слуги тоже настолько приучены выполнять чужую волю, что без своих господ и жить не могут. Так Захар, двойник Обломова, после смерти барина становится нищим и не может найти свое место в жизни.

Недаром автор дал имя своему герою Обломов — «обломок» старого общества. Обломов обобщил в себе те черты, которые были присущи его отцам и дедам. Он воплотил в себе чисто русский национальный характер.

Даже сейчас, приглядевшись к себе и к окружающим меня людям, я убедилась в том, что в какой-то мере Обломов живет в каждом из нас и, наверное, не умрет никогда.

Но я надеюсь, что не только лень и стремление к покою будут переда­ваться как национальные черты из поколения к поколению в русских людях. Я надеюсь, что сохранится девственной и чистой, как хрусталь, русская душа, открытая и широкая, как родные просторы.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.