Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Гончарова И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Вечные образы в романе «Обломов»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Вечные образы — персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других произведениях: романах, пьесах, повестях. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Вечных образов четыре: Фауст, Дон Жуан, Гамлет и Дон Кихот. Эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое. Они созданы однаж­ды, но с тех пор они столько значили, что стали вновь появ­ляться у писателей разных эпох, их черты порой всплывают в, казалось бы, далеких от них персонажах. В романе «Обло­мов» есть черты некоторых из этих героев. Например, Обломов очень похож на Гамлета. Гамлет у Шекспира был всегда в поисках какого-то идеала, и Обломов тоже. Эти две души обе хотят чего-то высшего, их не устраивает жизнь на Земле. Они стремятся к какому-то идеалу, который отстоит далеко от них, — и погибают. Гамлет хочет отомстить за смерть отца, за убийство его. Обломов никому не мстит, но он тоже хочет найти себя в жизни. В начале романа перед ним проходит череда потенциальных обломовых. Обломов может выбрать «себя», но ни один из этих героев ему не симпатичен, это не тот идеал, которого он хочет, к которому стремится, правда, только душой, но не может его найти. В реальной жизни Гамлет тоже терзаем выбором. Душа его неспокойна. У него тоже есть не­сколько путей: он может стать таким, как Полоний, таким, как Розенкранц и Гильденстерн, или таким, как Клавдий или Гертруда. Гамлет не хочет становиться ни одним из них. Он остается самим собой и погибает. Его убивает та затхлая атмо­сфера Эльсинора, в которой все прогнило насквозь. Обломов тоже пытается найти свой идеал в заплесневелой атмосфере Петербурга, там, где его просто не может быть. Его убивает эта безысходность устаревшего Петербурга, эта невозможность идеала в нем.

От Дон Кихота в Обломове — почитание женщины, рыцар­ский дух, романтическое восприятие мира, поиски какого-то высшего начала. Обломов тоже бьется с ветряными мельница­ми — с жителями бездушного, безыдеального Петербурга. Об­ломов думает, мечтает, хочет их изменить, ему тесно в Петер­бурге, он не желает общаться с теми людьми, которые окру­жают его. Обломов своими размышлениями пытается изме­нить Петербург, этот надменный и высокопарный город, но у

него ничего не получается. Город не желает изменяться, он все так же «машет своими крыльями», то есть жизнь идет своим путем, а Обломова — Дон Кихота нет, а жизнь все идет, и Петербург такой же, и Штольц женат на Ольге — Дульсинее Обломова, сам же Обломов ничего не добился, его жизнь была пуста и бессмысленна, как битва с ветряными мельницами Дон Кихота.

Третий вечный образ, который встречается в романе, — это Фауст, представленный образом Штольца. Это практич­ный, образованный человек, Фауст — ученый, который путе­шествует по миру с Мефистофелем. Штольц — путешествен­ник. Он все время в отъезде, в Петербурге он бывает редко и под конец вовсе уезжает оттуда. Он живет в Крыму — в бла­гословенной земле. Фауст тоже пытается найти свою благосло­венную землю и ради этого заключает союз с Мефистофелем. Фаусту это не удается, но и Штольц тоже не совсем счастлив — ведь Ольга любит Обломова и не может любить никого, кроме Обломова. Фауст продает свою душу Мефистофелю в поисках счастья, а Штольц отдает ее Ольге. Но Ольга не приемлет этой жертвы, и Штольц не находит своего счастья в жизни.

Штольц — Фауст. Во-первых, Штольц образованный, го­раздо образованнее, чем Обломов. У Фауста не было духовных исканий, как у Обломова. Фауст был ученым-прагматиком, его интересовала наука, а не душа, он не искал идеала — он искал счастья. А Обломов ищет идеал. В нем воплотилось столько качеств, которые присущи всем людям на земле. Час­тичка Обломова есть в каждом из нас. Этот литературный образ стал вечным образом. Он приобрел общечеловеческое значение. Появился термин «обломовщина», причем у него имеется не­сколько значений, то есть в разном понимании обломовщина разная. Наряду с терминами «донкихотство» и «гамлетизм» термин «обломовщина» прочно вошел в нашу жизнь. Эти тер­мины образованы от имен и фамилий героев, которые стали вечными образами. Причем надо отметить характерную осо­бенность соотнесения названия произведения с персонажами: все произведения, в которых есть герои, ставшие вечными образами, называются их именами, например: «Гамлет, принц Датский» у Шекспира или «Фауст» у Гете. Роман Гончарова называется также «Обломов», и Обломов тоже вечный образ. Все мы немножко Обломовы, но каждый из нас по-разному.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.