Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Гончарова И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Гончарова «Обыкновенная история» впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1847 году. Темой рома­на была избрана история жизни в Петербурге провинциально­го барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом капиталистическом городе исконных черт барской психоло­гии и, прежде всего, наивного романтического «прекрасноду­шия». Тему эту дала Гончарову современная ему русская жизнь. Старый крепостнический уклад жизни начинал в ту пору распадаться под напором капиталистических отношений. Все более резко сталкивались два экономических уклада, два склада социальной психологии.

В первых главах романа Александр Адуев предстает перед читателями наивным, добрым, несколько простоватым про­винциалом. Он удивлен городским укладом жизни, «неродст­венностью» дяди. «Так вот как здесь, в Петербурге...— думал Александр, сидя в новом своем жилище.— Если родной дядя так, что ж прочие?..» Александр наивно верит в торжество добра и любви. Меркантильность же совершенно отвергает. Он «прекраснодушен» и готов любить весь свет, ждет в ответ таких же искренних и горячих излияний чувств. А его едва замечают, ссылаясь на занятость делами. «Хозяин пятится от объятий, смотрит на гостя как-то странно. В соседней комнате звенят ложками, стаканами; тут-то бы и пригласить, а его искусными намеками стараются выпроводить... Все на заперти, везде колокольчики: не мизерно ли это? Да какие-то холодные ; нелюдимые лица».

Дядя Александра пытается образумить племянника. Он го­ворит, что раз Александр приехал «делать фортуну и карье­ру», ему надо измениться или уезжать. Мечтателям не место в этом жестком мире. Здесь не место охам и вздохам, любви и романтике. Здесь дело надо делать. «Александр долгом считал любить дядю», но никак не мог понять его прагматизма, веч­ной занятости делами и совершенно не родственным отноше­нием к нему, единственному племяннику.

Александр сочиняет стихи, так как служба для него — скучная обязанность, надобно и душу чем-то тешить. Но сти­хи никуда не годятся, а вот агрономические статьи, которые он переводит для журнала, приносят ему доход. Он готов жениться, ему двадцать три, он влюблен и полон планов на буду­щее. На фразу дяди: «Супружество супружеством, а любовь любовью» Александр наивно удивляется: «Как же жениться... по расчету?» Но Александр терпит поражение в любви — поя­вился более богатый и знатный жених, и Адуеву отказали.

Не выдержав ударов судьбы, он возвращается в деревню. Александру нужна родная почва, чтобы обрести душевное рав­новесие, веру в себя и свои силы. Но после петербургской жиз­ни он не может принять патриархальности деревни. Он пока «висит в воздухе». Он в городе не прижился и от деревни уже «отбился».

Единственным близким ему существом является тетка, жена Петра Ивановича. Лизавета Александровна понимает ро­мантические устремления Александра, она жалеет и утешает его, оставленного возлюбленной. Они родственные души, не сумевшие приспособиться в этом жестком мире.

Во второй приезд в Петербург Александр уже другой чело­век, он утратил иллюзии, хочет добиться «фортуны и карье­ры»; любовь его теперь мало привлекает, если у невесты нет солидного приданого. Он изменился «в корне»: потолстел, стал степенным, но главное — у него «ожирела душа». Он ока­зался прекрасным учеником Петра Ивановича, даже дядю обо­шел в цинизме. Александр удивлен, что дядя пожертвовал карьерой из-за здоровья жены. Александр теперь ни о чем не мечтает, он строит свою жизнь на трезвом расчете, любовь там хороша, где деньги есть — такова его психология. Лизавета Александровна грустит по прежнему «романтичному и добро­му Александру», а он утверждает: «Я иду наравне с веком: нельзя же отставать...»

Вот теперь дядя им доволен, он видит кровную связь меж­ду собой и племянником. Александр добьется всего, чего хо­тел, а может быть, и большего... Но почему так грустно авто­ру и читателям? Если это «обыкновенная история», то стано­вится еще грустнее от ее типичности. Значит, не один Алек­сандр, а до него Петр Адуев, после него сотни молодых людей в угоду «фортуне и карьере» задушат в себе лучшие чувства, станут прагматиками, карьеристами, думающими только о личной пользе. Как скучна и горька такая перспектива авто­ру! Он выступает против такой будущности. И его роман «Обыкновенная история» — страстное предостережение всем: и современникам, и потомкам. Не в этом ли кроется неослабеваемый интерес к произведению И. А. Гончарова?

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.