Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Бунина И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Человек и окружающий мир в произведениях Бунина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней рабской нищеты,

Но этот крест, но этот ковшик белый-

Смиренные, родимые черты!

И. А. Бунин

 

И. А. Бунин с необыкновенным мастерством опи­сывает в своих произведениях полный гармоний мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной зем­ли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь способность человека видеть вокруг се­бя прекрасное вносит в его душу покой и ощущение единения с природой, помогает лучше понять себя и других людей.

Мы видим, что не многим героям произведений Бу­нина дано ощутить гармонию окружающего мира. Ча­ще всего это простые люди, уже умудренные жизнен­ным опытом. Ведь только с возрастом мир открывает­ся человеку во всей его полноте и многообразии. Да и то не всякий может его постичь. Старый батрак Аверкий из рассказа «Худая трава» принадлежит к числу тех героев Бунина, которые достигли духовной гар­монии.

Этот уже давно не молодой человек, много повидав ший на своем веку, не испытывает ужаса от сознания приближающейся смерти. Он ждет ее безропотно и смиренно, потому что воспринимает ее как вечный покой, избавление от суетности. Память постоянно воз­вращает Аверкия в «далекие сумерки на реке», когда он встретился «с той молодой, милой, которая равно­душно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами». Этот человек пронес свою любовь через всю жизнь. Думая об этом, Аверкий вспоминает и «мягкий сумрак в лугу», и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой виднеется девичий стан.

Мы видим, как природа участвует в жизни этого ге­роя Бунина. Сумерки на реке сменяются теперь, когда Аверкий близок к смерти, осенним увяданием: «Уми­рая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гум­но. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприют­ном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно». Наступление зимы вы­звало в герое «Худой травы» прилив жизни, ощущение радости бытия. «Ах, в зиме было давно знакомое, все­гда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней — забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели — глушь, дичь, а в избе — уют, покой. Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой — хорошо!» Всего в нескольких предложениях Бунин создал великолеп­ную живую картину зимы.

Как и его любимые герои, писатель считает, что в мире природы заключено то вечное и прекрасное, что не подвластно человеку с его земными страстями. Законы жизни человеческого общества, напротив, приводят к катаклизмам, потрясениям. Этот мир не­устойчив, он лишен гармонии. Это видно на примере жизни крестьянства накануне первой русской рево­люции в повести Бунина «Деревня». В этом произве­дении автор наряду с нравственно-эстетическими проблемами затрагивает проблемы социальные, вы­званные действительностью начала XX века.

События первой русской революции, отразившиеся в деревне в мужицких сходках, горящих помещичьих усадьбах, разгуле бедноты, вносят разлад в привычный ритм жизни деревни. В повести много действующих лиц. Ее герои пытаются разобраться в окружающем, найти для себя какую-либо точку опоры. Так, Тихон Красов нашел ее в деньгах, решив, что они дают уве­ренность в будущем. Всю свою жизнь он посвящает на­коплению богатства, даже женится из-за выгоды. Но Тихон так и не находит счастья, тем более, что у него нет наследников, которым он мог бы передать свое богатство. Его брат Кузьма, поэт-самоучка, тоже пытается найти правду, глубоко переживая беды своей деревни. Кузьма Красов не может спокойно смотреть на нищету, отсталость и забитость крестьян, их неуме­ние разумно организовать свою жизнь. А события ре­волюции еще больше обостряют социальные проблемы деревни, разрушают нормальные человеческие отно­шения, ставят перед героями повести неразрешимые проблемы.

Братья Красовы — незаурядные личности, ищущие свое место в жизни и пути ее улучшения не только для себя, но и для всего русского крестьянства. Они оба приходят к критике негативных сторон крестьянской жизни. Тихона поражает, что в плодородном чернозем­ном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хо­зяина бы сюда, хозяина!» — думает он. Кузьма же счи­тает причиной такого положения крестьян их глубо­чайшее невежество, забитость, в чем он винит не только самих крестьян, но и правительственных «пус­тоболтов», которые «затоптали, забили народ».

Проблема человеческих взаимоотношений и связи человека с окружающим его миром раскрывается и в повести «Суходол». В центре повествования в этом произведении — жизнь обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кирил­лович умирает от руки крепостного. Бунин показывает в этой повести, до какой степени странными и ненор­мальными могут быть человеческие взаимоотношения. Так говорит об отношениях господ и слуг бывшая кре­постная няня Хрущевых Наталья: «Над барчуком и де­душкой Герваська измывался, а надо мной — барышня. Барчук — а, по правде-то сказать, и сами дедушка — в Герваське души не чаяли, а я в ней». А к чему приво­дит в «Суходоле» такое светлое чувство, как любовь? К слабоумию, позору и опустошенности. Нелепости че­ловеческих взаимоотношений противопоставлена кра­сота Суходола, его широкие степные просторы с их за­пахами, красками и звуками. Окружающий мир пре­красен в рассказах Натальи, в заговорах и заклинаниях юродивых, колдунов, странников, кочующих по родной земле.

«Нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей соб­ственной души», — писал Бунин. В своих произведени­ях, проникнутых глубокой любовью к России и ее лю­дям, писатель сумел доказать это. Для самого писателя природа России была той благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощуще­ние целостности мира:

 

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит, —

Любовь и радость бытия.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.