Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Бунина И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Традиции русской классики в творчестве И. Бунина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Начало XX века вошло в историю как время грандиоз­ных исторических и культурных потрясений, период на­дежд и разочарований. По словам Н. Бердяева, эта эпоха соединила в себе «чувство заката и гибели с чувством вос­хода и с надеждой на преображение жизни». Общим для всех было ощущение изжитости существовавшего порядка вещей. Представления об однозначных закономерностях, об абсолютной предсказуемости человеческой жизни и ре­альной возможности объяснить действительность оказались несостоятельными. Этим определялся напряженный поиск новой системы ценностей, в который активно включилась литература рубежа веков и начала XX века. Социальная динамика обусловила напряженно драматическое пережи­вание действительности в искусстве. С начала нового сто­летия литература становится полем соревнования различ­ных направлений, искавших собственные ответы на поставленные ранее вопросы. Для сознания людей было ха­рактерно не только отрицание несовершенной действитель­ности, но и нарастая сомнений в возможности близкого обновления. Этим определяется усиление катастрофических настроений в литературе. Трагическое предчувствия, мрач­ный взгляд на перспективы человека отражены в прозе И. Бунина. Писатель обращался к сложным нравственным философским проблемы.

Своим учителем писатель считал Л. Толстого, который повлиял на трактовки некоторых тем. И. Бунин увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу наси­лием. Герой повести «Деревня» Кузьма верит в идеал Пла­тона Каратаева. Но жизнь заставляет усомниться в воз­можности его осуществления. Автор наделяет героя соб­ственными раздумьями и разочарованиями. И. Бунину присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затрону­той в повести Толстого «Смерть Ивана Ильича». В этом произведении смерть изображается как экстремальная си­туация, перед лицом которой человек оценивает всю свою жизнь. Соглашаясь с Толстым, Бунин идет дальше своего учителя. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» пока­зывает безликого американского миллионера, чья жизнь была расписана по дешевым рецептам и пронизана фаль­шью. Это всего лишь скверная игра, за которой скрыто духовное угасание. Не случайно господин из Сан-Францис­ко умирает, казалось бы, в лучшие мгновения жизни. Все его существование иллюзорно, и к нему не приходит раска­яние. После смерти миллионера ничего не меняется вокруг. Бездушная игра продолжается: хозяин отеля не хочет тре­вожить постояльцев, а на пароходе, где американец был одним из желанных пассажиров, теперь тщательно прячут гроб с его телом в трюме. Прячут и продолжают вести при­зрачную жизнь. Кораблю с названием «Атлантида» Бунин придает символический смысл, делая пароход моделью мира, находящегося на краю пропасти в хаосе и тумане, не замечая океана зияющей бездны, грозящей проглотить ко­рабль-человечество, и дьявола, следящего за пароходом. Сложным было отношение писателя к Ф. Достоевскому. Бунин отрицал его мировоззрение, но все-таки обращался к проблемам, затронутым Достоевским. Сильнее всего это проявилось в рассказе «Петлистые уши». Бунин доводит до крайности характер идейного преступника. Отталкива­ясь от образа Раскольникова, писатель показывает преступ­ление без наказания. Мир, по мнению Бунина, достиг пре­дела бездуховности и распада. Адам Соколович иронизиру­ет над Достоевским, утверждая, что покаяние — это удел слабых. Одним из участников действия рассказа является Петербург. Бунин развивает тему города кошмаров, города дьявола и «петлистых ушей». Столь мрачная картина, на­рисованная писателем, заставляет убедиться в том, что на смену надеждам русской классики приходят безнадежность и трагические предвидения.

По мироощущению И. Бунину ближе всех был А. Че­хов. Это объяснимо, поскольку в творчестве последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов пред­восхищает новое столетие. Бунин перенял у своего старше­го современника интерес к жизни обычного человекаа не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь в рос­сийской глубинке. Рассказ «Чаша жизни» написан в духе чеховского «Ионыча». Вещный мир поглощает героев, уби­вая их мечты. Обаятельна и трогательна Александра Васи­льевна, главная героиня, чей внутренний мир наполнен радостью и надеждой. Но и ее жизнь прошла без счастья и смысла. Попытка вернуться к памяти юности и весны ока­залась безнадежной: ничего исправить героиня уже не ус­певает. В конце рассказа возникает образ поезда, несуще­гося через всю Россию, где очень много несостоявшихся людей. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная поддержать человека, — это вспышка любви. Об этом рассказ «Солнечный удар». Построенный по аналогии с чеховским рассказом «Дама с собачкой», он содержит внутреннюю полемику с ним. Для Чехова встреча героев и посетившее их чувство — залог будущего обновления жизни. Для Бунина любовь — это только мгновение, солнечный удар. За ним может не пос­ледовать изменений, но в нем оправдание всей их жизни.

Обращение к творчеству И. Бунина позволяет понять, как шло развитие русской литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное зву­чание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более ис­кусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, от­крывая новые горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения И. Бунина.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.