Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Бунина И. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских пи­сателей. Ее литературные истоки мы находим в произ­ведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И. А. Гончаров описывает в «Обломове», как мерный ход жизни в Обломовке превращается в кипу­чую деятельность поместья Штольца. Барство уходит в прошлое, но с ним связаны культура и традиции це­лого класса — дворянства. Об этом же писал и Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», борьба новых явлений со старым укладом жизни на­шла свое отражение и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». На рубеже двух веков к этой теме обращается и такой великий русский писатель, как Иван Алексее­вич Бунин.

Почему тема дворянской Руси столь близка сердцу Бунина? Известно, что он родился не просто в дворян­ской семье. Род Буниных был очень древним, и писа­тель по праву гордился своими предками. Он прекрас­но знал образ жизни поместного дворянства, его куль­туру, быт. Но так же хорошо он знал и жизнь простого крестьянского люда.

В детстве в деревне от матери и дворовых он наслу­шался песен и сказок. Воспоминания о детских го­дах — лет с семи, как писал Бунин, — связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и их обитателями. Он целыми днями пропадал в ближайших деревнях, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, «шершавые и бугристые огурчики», и за этой трапезой, «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чув­ственного, вещественного, из чего создан мир», — пи­сал Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсе-ньева». Поэтому для писателя уход в прошлое этого уклада жизни был настоящей трагедией. Тема расста­вания с близкой ему Россией, той, которую он знал с самого детства, раскрывается в таких произведениях Бунина, как «Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Су­ходол», «Деревня» и других.

В повести «Суходол» писатель с грустью воссоздает хронику некогда знатного рода дворян Хрущевых: «Многие из соплеменников наших, как и мы, знатны и древни родом. Имена наши поминают хроники: пред- ки наши были и стольниками, и воеводами, и «мужами именитыми», ближайшими сподвижниками, даже ро­дичами царей. И называйся они рыцарями, родись мы западнее, как бы твердо говорили мы о них, как долго еще держались бы! Не мог бы потомок рыцарей ска­зать, что за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько выродилось, сошло с ума, нало­жило руки на себя или было убито, спилось, опусти­лось и просто потерялось где-то бесцельно и бесплод­но!»

Барство у Бунина уходит вместе с его представите­лями. Дворяне у него вырождаются. Это ярко видно в повести «Суходол», показывающей, как измельчал некогда знатный род. Судьба Хрущевых трагична. Ба­рышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кирилло­вич умирает от руки крепостного. Представители не­когда знатного дворянского рода просто «сосуществу­ют» между собой, иногда доходило до того, что они хва­тались за ножи и ружья.

При этом Бунин с симпатией относится к простому люду. «Порой мне казалось на редкость заманчивым быть мужиком», — писал он. Жизнь богатых, зажиточ­ных мужиков писатель сравнивает с жизнью среднего дворянства. Бунину нравится их трудолюбие, набож­ность, размеренный уклад жизни — все, что составля­ло основу той Руси, которая была так близка писателю и которая уходила в прошлое.

Но Бунин видел и забитость крестьянства, его неве­жество и бесхозяйственность. Герой его замечательной повести «Деревня» Тихон Краснов до глубины души поражен, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» — думает он. Его брат Кузьма винит в этом правительственных «пустоболтов», которые «затопта­ли, забили народ».

Повесть Бунина «Деревня», напечатанная в 1910 го­ду, вызвала большие споры и явилась началом огром­ной популярности писателя. За «Деревней» последова­ли другие повести и рассказы, как писал Бунин, «резко

500

рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы». По мнению Максима Горького, о чем он и написал автору «Деревни», Бунин в этом произведении «широко захватил жизнь русского наро­да, касается проблем исторических, национальных и того, что было злобой дня, — войны и революции». При этом он изображает современную ему деревню «без всяких прекрас».

«Беспощадная правда» бунинской повести была основана на глубоком знании ее автором «мужицкого царства». В ней Бунин показывает жизнь крестьян­ства накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают привычный ход жиз­ни в деревне. Мы видим какие-то мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты... Ге­рои повести пытаются разобраться в окружающем, найти для себя точку опоры. Но неспокойные собы­тия начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные че­ловеческие отношения, заводят героев «Деревни» в тупик.

Герои Бунина очень тяжело переживают все эти события. Иногда они не в силах выносить разлад в привычной им жизни: Арсений Семенович из рас­сказа «Антоновские яблоки» застрелился. В этом рассказе Бунин идеализирует доброе старое время, когда дворянство переживало свои лучшие времена. Вчитываясь в его строки, мы начинаем видеть це­лую историю расцвета и заката жизни помещичьих усадеб, описание осени дворянства. Антоновские яб­локи — символ жизни, благополучия. Поэтому не случайно лучшие воспоминания Бунина о прежней богатой дворянской жизни связаны именно с анто­новкой, такой реальной, что мы, кажется, слышим ее запах.

Творчество И. А. Бунина занимает значительное ме­сто не только в русской, но и во всемирной литературе. В мире прозу Бунина приравняли к произведениям Толстого и Достоевского, говоря при этом, что он обно­вил русское искусство и по форме, и по содержанию, привнес в реализм XIX века новые черты и краски. Описывая современные ему события, Бунин выдвигает на первый план вечные ценности — добро и красоту. Это давало писателю столь необходимое ему ощущение связи с прошлым.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.